Устав врать и быть обманутой, закрылась в себе

Персона

В феврале в киноцентре студии «Ленфильм» прошёл специальный показ фильма Ингмара Бергмана «Персона», премьера которого состоялась осенью 1966 года.

Как получается, что фильм, снятый более полувека назад, до сих пор приковывает к себе внимание?

«Персона» сочетает в себе жанры триллера и драмы. Её сценарий Бергман писал на протяжении девяти недель в больнице, лечась от воспаления лёгких.

Фильм получал и продолжает получать в основном положительные оценки критиков и зрителей с момента премьеры и до наших дней. В 1968 году он получил две премии «Золотой жук» за лучший фильм и за лучшую женскую роль. Актёрскую премию получила Биби Андерсон, сыгравшая медсестру Альму. Вторую главную роль исполнила Лив Ульман.

Элизабет Фоглер, знаменитая молодая актриса, по неизвестным причинам теряет дар речи. Врачи утверждают, что и в физическом, и в моральном плане она полностью здорова, но это ничего не меняет. Отчаявшись, она в сопровождении медсестры отправляется в уютный домик у моря, где между ними, несмотря на всё то же постоянное молчание Фоглер, складываются близкие трогательные отношения. Они основаны на том, что медсестра Альма впервые встретила человека, готового выслушать её, а Элизабет просто почувствовала себя комфортно. В какой-то момент у них начинают возникать серьёзные разногласия и обиды. Всё это приводит ко внезапному сюжетному повороту. Раскрывается истинная связь между этими девушками, что в корне изменяет восприятие персонажей, происходящих событий и само понимание фильма в целом, позволяя ещё глубже заглянуть в душу главной героини.

В «Персоне» интересная атмосфера. Сначала зрителям демонстрируется близость девушек, их объятья, нежные улыбки, ласковые касания, непередаваемый словами эмоциональный уют, а после, будто облив ледяной водой, с резким неприятным звуком приходит напряжение. Крики и драки, после — тишина, сожаление и печаль.

Каждый может найти в этой картине собственный смысл, но одним из важнейших посылов можно считать тему страха перед обществом. Элизабет — наглядный тому пример: человек, что был по-своему доволен жизнью, но, попытавшись следовать за навязанным обществом стандартом счастья, лишился всего. Ещё хуже то, что, сделавшись полностью несчастной, она надела маску человека, который испробовал то самое обещанное всем счастье. Тем самым, будучи известной актрисой, активно понесла в массы ложь, что когда-то разрушила её жизнь. Случайная жертва, она неосознанно производит на свет таких же жертв. И этот процесс никак не может остановиться из-за того, что никто не признаётся в слабости; все думают, что остальные — другие, они сильнее, они же могут осудить, засмеять. Казалось бы, почему они могут осудить вас? Ответ прост — они боятся. Боятся, что осудят их. Так из года в год, из поколения в поколение передаётся эта глупая последовательность, а ведь всё, что нам нужно, — это стать увереннее в себе. По-настоящему смелый и уверенный в себе человек не видит смысла в том, чтобы тратить время на осмеивание естественной человеческой слабости. И под уверенностью имеется в виду не полный отказ от своих слабостей, ведь это просто-напросто невозможно, а их принятие и бесстрашие перед их демонстрацией обществу. Бесстрашие перед осуждением. Возможно, сохраняющаяся актуальность описанной проблемы отчасти делает «Персону» интересной и по сей день.

Стоит отметить, что фильм имеет более чем приемлемое возрастное ограничение — 16+. Дело не только в том, что в нём не раз звучат слова, которые ребёнку не стоило бы слышать, а в том, что при поверхностном просмотре, на который обычно дети только и способны, «Персона» может показаться пыткой. Чёрно-белое камерное кино, построенное на раскрытии двух персонажей и их взаимоотношений, всего с пятью актёрами, трое из которых появлялись на экране совсем ненадолго, делает его не лучшим времяпрепровождением для юных умов.

Это определённо не то кино, которое будет интересно каждому. Для того, чтобы по-настоящему насладиться им, зрителю необходимо быть способным разглядеть его посыл, поймать передаваемые фильмом эмоции и полюбить его уникальную эстетику. Но если же случится так, что «Персона» всё же придётся вам по душе, то она обязательно войдёт в число любимейших кинокартин и будет ещё не раз вами пересмотрена.

Текст: Анна Сидорова
Фото: кадр из фильма

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "Устав врать и быть обманутой, закрылась в себе"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.