В киноцентре Ленфильма 17 января состоялся специальный показ фильма Евгения Юфита «Убитые молнией», а в фойе киностудии открылась выставка его фоторабот. В тот день режиссёру могло бы исполниться 60 лет.
Открывали фотовыставку и представляли фильм философ и психоаналитик Виктор Мазин и куратор, ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея Олеся Туркина. Виктор Аронович был другом Евгения Юфита и, конечно же, следил за творчеством основателя некрореализма. С точки зрения психоаналитики разбирать работы Юфита безумно интересно, обычный зритель не привык к экспериментальному кино.
Сам режиссёр сетовал на массовую кинокультуру, где весь фильм наполнен огромным множеством диалогов: «Можно выйти в соседнюю комнату и кино послушать, и в воображении возникнет гораздо более богатая картинка (смеется). Я добиваюсь обратного. Хочу, чтобы зритель мог заткнуть уши и разглядывать изображение». Действительно, в фильмах Евгения Юфита визуальный ряд является главным звеном, следом идёт звук. В «Убитых молнией» нет не только полноценного саундтрека, но и вообще какой-либо мелодии. В напряжённой атмосфере аналоговой съёмки на плёнку и странных звуков, шагов, потрескиваний музыка и не нужна. Диалогов тоже мало, некоторые сцены разворачиваются практически в полной тишине. Очень хочется сказать, что всё будет предельно понятно и без диалогов, но это не совсем так. Фильм даёт зрителю полную свободу мысли. Нет готового вывода, финал истории зрители вынуждены домысливать самостоятельно.
За каждым во всех смыслах состоявшимся (в первую очередь, умственно) взрослым человеком стоит маленький ребёнок. Для многих детство — это период, который надо пройти и забыть, но забыть не получится. Внутренний ребёнок будет незаметно сопровождать вас всю жизнь.
Можно сказать, что главной героине фильма «Убитые молнией» повезло с самой собой. Если точнее, ей повезло с внутренним ребёнком, к которому она часто обращается, оглядываясь в прошлое. Умненькая девочка мало того, что не капризничает и не подталкивает на сомнительные шалости, так ещё и помогает прийти к интересной теории. Но об этом чуть позже.
Мама называла её «психологически неустойчивой девочкой», а папа рассказывал небылицы. Ребенок охотно верил во все эти сказки и в героизм своего отца, но, вырастая, понял, что в реальности всё было намного проще. Отец — просто командир подводной лодки, не герой, хотя у его команды и есть небольшой секрет. Он любит свою семью, но ведь это ещё не значит, что всё хорошо. Однажды на отца приходит «похоронка». Мужчина не был убит, просто пропал без вести, как и вся его команда. Да, надежда на счастливый исход ещё есть, но в его возвращение никто не верит. А он и не возвращается. Девочка постепенно забывает папу — спасибо прописанным таблеткам, что блокировали кричащее странными снами сознание. Это похоже на приём у травматолога после операции: «Зашить — зашили, но шрам останется».
Кровавые волны омывают всплывшую подлодку. Писк работающих приборов, плеск волн и клубы дыма в чёрно-багровом небе.
В конце концов та маленькая девочка, увлекшаяся биологией и даже выигравшая городскую олимпиаду, подскажет уже взрослой учёной, что, поскольку по её исследованиям форма черепа живых существ становится всё более шарообразной, стремится к форме камня, из этого можно предположить, что «камень и человек — это звенья одной цепи. А значит, человек — это вовсе не конец, это только этап, и развитие бесконечно. Развитие природы — это цикл без начала и конца… Размножение — это вовсе не механизм эволюции, потому что механизм заключен в самом человеке. Возможно, размножение — это только патология, сбой, незапрограммированный природой», — увлечённо и со знанием дела рассуждает ребёнок. «Человек может быть предком камня, а камень или птица — потомком человека. Для этого совершенно необязательно, чтобы прошли миллионы лет. Эти скачки происходят сегодня. Могут случиться в любую секунду. С каждым из нас…». Скачки эти сопровождаются иррациональным выбросом агрессивной энергии. И вот всё постепенно встаёт на свои места.
Подобный сбой в системе эволюции, видимо, всё-таки случился. Первый кадр фильма — люди в почти первобытном состоянии. Они бродят по полям, перебираются через небольшие речки, абсолютно нагие, с неразвитым мышлением. Такие же гуманоиды и составляли команду подводной лодки, затонувшей много лет назад. Да, они были разумнее, но всё равно — некоторые особенности поведения выдавали в них прямых потомков тех же камней.
Волны бьются об обшивку судна, в воде отражается бордовое небо. Зловещий писк приборов. Обезумевшие люди сплелись в уродливый клубок из стремительно оголяющихся тел. Импульс энергии слишком сильный. Взрыв.
Маленькая девочка смеётся. Она смогла больше, чем выиграть олимпиаду. Она смогла познать правду, хоть на симпозиуме коллеги её и не оценили. Тайны больше нет. Шелест листьев, журчание ручья и дикий человек. Точнее, улучшенный экземпляр камня, мёртвый внутри, какой была и вся погибшая команда.
Текст: Алиса Витковская
Фото: кадр из фильма
Прокомментируйте первым "Потомки камней"