В эксклюзивном интервью корреспонденту Охтинского пресс-центра Александру Петричу центрфорвард «Северстали» Илья Иванцов рассказал о прошедшем и новом сезонах, Адаме Лишке, спорах и личном канале.
Мы стали старше и почувствовали вкус побед
— Какие впечатления оставляет хоккей «Северстали» на старте чемпионата?
— Уже что-то вырисовывается. Нам пока не хватает стабильности, однако она скоро появится. Матчи предсезонки сильно отличаются от игр чемпионата, и мы к этому привыкаем. К тому же нас сейчас усилил Душак.
— Вы начали сезон с победы над «Торпедо». Нижегородцев можно назвать самым принципиальным и приятным соперником, учитывая схожести в рисунках игры?
— Эти матчи принципиальны для тех, кто играет против бывшей команды. С «Торпедо» приятно играть, потому что нижегородцы не стоят на синей линии. В таких матчах все получают удовольствие от игры, особенно те, кто выигрывает.
— Когда матчи против СКА перестали быть для тебя принципиальными?
— Если бы до перехода я играл за СКА в КХЛ, то матчи против этого клуба были бы особенными. Даже не могу назвать это играми против бывшей команды. Для меня СКА не принципиальный соперник, мне просто приятно ему забивать.
— Игра против «Металлурга» тоже не несёт в себе ничего особенного?
— Только из-за статуса «Металлургического дерби». А так, каждая игра даёт нам очки, благодаря которым мы поднимаемся в таблице.
— Что произошло с командой в матче с «Сибирью»?
— Нас подвели наши глупости. Если посмотреть статистику того матча, то время владения шайбой у «Северстали» 23 минуты, а у «Сибири» — 11. У нас было преимущество, однако мы сами предоставили сопернику моменты, которые реализовал бы даже не мастер.
— «Северсталь» провела очень яркую предсезонку: выиграла турнир в Уфе и была в шаге от победы на турнире Пучкова. Что помогло так уверенно пройти всю предсезонку?
— Если бы мы начали кататься полным составом не с первого августа, а чуть раньше, то было бы ещё лучше. В «Северстали» все получают удовольствие как на играх, так и на тренировках. Летом неважно, выиграл ты или проиграл, главное — выстроить рисунок игры.
— Ты так и задумывал свой роскошный буллит в ворота СКА?
— Да, просто рассчитывал, что Серебро (Никита Серебряков — прим. ред.) нормально сыграет, а не будет прыгать. Тогда получилось бы ещё красивее. Предсезонка — самое время, чтобы пробовать такие нестандартные буллиты.
— За лето 2023 года ты набрал 8 килограммов. Минувшим летом скинул в весе или снова прибавил?
— В 2023 году я хотел поднабрать вес, чтобы мне было комфортнее при игре в углах и на вбрасываниях, и сейчас с этим всё в порядке. Теперь мой вес на три-четыре килограмма меньше, чем год назад. Кушаю что хочу и когда захочу. Просто даю организму то, что он просит.
— Учитывая, что твоя тройка и стиль команды остались теми же, к новому сезону тебе вообще не приходилось перестраиваться?
— Добавляются детали, но стиль и рисунок игры «Северстали» действительно остаются прежними. За лето в состав пришли новые ребята, и теперь у нас все четыре пятёрки полностью атакующие. На турнире в Уфе, например, четвёртое звено очень круто себя показывало. В «Северстали» каждый игрок — лидер.
— В нашем прошлом интервью ты говорил: «Обещаю, что в регулярке мы будем высоко. В плей-офф с такой игрой у «Северстали» тоже всё будет хорошо». Что пошло не так в серии со «Спартаком»?
— Возможно, повлияло то, что в команде было много молодёжи, в том числе я сам. «Спартак» — сильный соперник, который действовал на льду в похожем стиле. Моя тройка выпала в плей-офф, также у нас не было Никиты Коростелёва и Вани Подшивалова. Если не брать в расчёт Мурзика и Пилю, которые просто «рвали» на льду, остальные звенья были не в полной комплектации. Сейчас мы стали старше и почувствовали вкус побед.
— Вас наигрывают в разных сочетаниях, чтобы в сезоне из-за потери одного игрока не выпадали целые тройки?
— У нас ведь одинаковый стиль. Конечно, мысли игроков и их решения на льду отличаются, но в «Северстали» каждый знает, куда бежать и где нужно находиться.
— В прошедшем сезоне ты стал чаще играть на точке, но процент выигранных вбрасываний снизился. В чём причина?
— Может, где-то не хватало концентрации или везения. В каких-то ситуациях я просто хуже играл или не так ставил клюшку. Это поправимо, ничего страшного. Стараюсь чаще выигрывать вбрасывания.
— Сыграть на точке против Евгения Кузнецова — это особенный опыт?
— Нет. Кузнецов и Кузнецов. Вон в «Сочи» тоже есть свой Кузнецов — Артемий. Евгений красиво катается и выглядит, как профессионал, но по одной игре сложно судить. Видел, что он много разговаривал с судьями и с нашими хоккеистами, я тоже перекинулся с ним парой фраз на вбрасывании.
— Опыт и послужной список соперников не играют никакой роли?
— Если мы сейчас находимся в одной лиге, значит, наш уровень сопоставим. Понятно, что Евгений Кузнецов очень хорошо поиграл в НХЛ, но мне вспоминается интервью Андрея Аршавина, в котором он сказал: «Когда Федерер зашёл в нашу раздевалку, все как с низкого старта сорвались его обнимать и селфи делать. Как дети себя вели, будто Бога увидели. Надо себя тоже уважать. Они сами в «Арсенале» играют».
Я железный человек
— В последние два года «Северсталь» преследовала проблема вратарей: вы заходили в плей-офф с голкипером, перешедшим в команду только в середине сезона. Это нервировало?
— Я не обращал на это внимание. Когда команду возглавлял Андрей Владимирович Разин, я не занимал в «Северстали» никаких лидирующих позиций, поэтому было неважно. В прошлом году просто хотелось, чтобы вратари уже закрепились, потому что Дима Шугаев и Костя Шостак получили травмы, и на их место приехал Саня Самойлов. Ему было сложно играть в одного, поэтому подключали ребят из МХЛ, но перестраивать с молодёжной лиги на взрослую было очень тяжело. Сейчас у нас все в боевой готовности.
— Ты начал занимать лидирующие позиции после ухода Разина из-за личного прогресса или из-за изменения отношения со стороны тренерского штаба?
— Это не связано с уходом Андрея Владимировича. Он мне давал много игрового времени, за это я ему благодарен, скоро уже пересечёмся с ними в регулярке. Надо показать, что не зря он давал мне играть.
А роль чуть поменялась, потому что я стал чуть старше. Плюс очень много ребят ушло в другие клубы, и команда строилась заново. Это пошло на руку. Плюс сильное омоложение и комфорт в раздевалке.
— Ты отыграл все 68 матчей регулярного чемпионата 2023/2024. Физически это выматывало?
— Я железный человек. Если без шуток, то после долгих перелётов бывали моменты, когда игралось тяжеловато, но на льду не умирал. За 68 игр тело чувствует себя нормально, однако голова устаёт — иногда нужно переключаться. Мне очень нравился прошлый график матчей. Сейчас чемпионат стал на месяц дольше, из-за чего увеличились паузы. Можно начинать сезон на месяц позже, как в НХЛ — так будет интереснее.
— Скачок в результативности ты тоже связываешь исключительно с опытом?
— Наш стиль игры чуть изменился, со стороны тренерского штаба ко мне повысилось доверие. В прошлом сезоне я набрал столько же очков, сколько в чемпионате ВХЛ 2021/2022, когда играл в «СКА-Неве» под руководством Андрея Леонидовича, — 35. Нужно добавлять в этом плане, а то как-то слишком стабильно.
— Своими девятью голами доволен?
— Конечно. По сравнению со своим первым сезоном в КХЛ улучшил этот показатель в девять раз. Недавно поспорил с Евгением Михайловичем Ставровским, что забью 15 голов за сезон. Он пока не придумал, что мне нужно будет сделать в случае проигрыша, но я уже придумал и озвучил. Хорошее условие, однако не могу им поделиться.
— Ты ведь ещё прошлым летом спорил с Максимом Чудиновым о чём-то, связанном с «Северсталью». Спустя год можешь раскрыть детали того пари?
— Мы тогда катались с ним и с ребятами из КХЛ в «Хоккейном Городе», и он сказал: «Кто не выйдет в плей-офф? «Северсталь», «Куньлунь» и кто-нибудь третий. Вы не зацепитесь. С «Адмиралом»-то всё понятно, у нас Тамбиев — мы в плей-офф». Я поспорил с ним на символическую сумму, что «Северсталь» попадёт в кубковую восьмёрку, и в итоге выиграл.
— Расскажи про вашу фишку с Никитой Коростелёвым после побед.
— Просто после одной из побед мы перекинулись пару фраз, и теперь, когда выигрываем, всегда встаём вместе и говорим одни и те же слова. У нас всё зафиксировано.
— Капитан-иностранец — не самое распространённое явление в КХЛ. В «Северстали» второй год подряд капитанит Адам Лишка. В команде на этот счёт есть какие-то предрассудки?
— Нет. Адам в идеале знает русский — вообще не подкопаться. Может, только чуть-чуть выдаёт акцент. У нас в команде любой может быть капитаном. Для этого не обязательно говорить в раздевалке, нужно просто показывать пример своими действиями на льду. Лишка всегда выполняет задачу тренера, может сказать что-то полезное. У него связь и с русскими, и с иностранцами. К тому же, чего только не пишут легионеру, оставшемуся в КХЛ, а ведь он уже столько лет здесь играет, причём, в Череповце. Думаю, у него есть хорошие предложения из других клубов, но Адам верен «Северстали». Почему бы не сделать такого человека капитаном?
— Справедливо. В команде поддержали его перед отъездом на олимпийскую квалификацию?
— Конечно. Написали ему, что нужно будет проставляться перед командой, олимпийская квалификация всё-таки. Играть за свою сборную — это всегда круто. К тому же, с его отъездом всё было не так просто, некоторые чудики давали интервью по этому поводу. Спорт вне политики!
— Смотрели квалификацию?
— Нет, я не смотрю матчи. Стараюсь отдыхать вне хоккея. Могу только проанализировать свои смены. В целом могу посмотреть от силы пять матчей за сезон, но для этого должно быть просто бешеное желание. Мне нравится самому играть в хоккей, а не смотреть за тем, как это делает кто-то другой. К тому же многие играют в не очень красивый хоккей.
— Какой последний матч смотрел?
— Игру младшего брата на турнире в «Сириусе». Он 2008 года, выступает в московском «Динамо». Брат центральный нападающий, как и мы с папой.
Мы в команде не обсуждали чемпионство «Металлурга»
— Ты выкладывал в своём телеграм-канале, как твой отец толкался на пятаке с Алексеем Кручининым. После таких архивных видео чувствуешь, что ты слишком молодой или Кручинин слишком взрослый?
— Если мысли и появляются, то только о том, что он очень старый. (улыбается) Это прикольный инфоповод. Мы с пацанами ходили в баню, и Круч сказал: «Я играл ещё против твоего папы в ВХЛ». Моему отцу тогда был уже 41 год, а Круч был молодой, не как сейчас. (улыбается)
— Вернёмся к сезону 2023/24. Ты, как обладатель Кубка Харламова 2022 года, следил за чемпионством «СКА-1946» прошедшей весной?
— Вынужден был следить за молодёжкой, так как пресс-служба СКА хорошо работает — в социальных сетях мне часто попадались видео с голами и итогами матчей. Я больше переживал за персонал «СКА-1946», а не самих игроков. Хотелось, чтобы они получили чемпионские премии.
— А за «Металлургом»?
— Мы в команде не обсуждали их чемпионство. Парни из «Металлурга» молодцы, но они сами говорят, что теперь всё заново.
— Ты пензенский воспитанник, как и Сергей Андронов. Как и когда вы познакомились лично?
— После игры против «Локомотива» в прошлом сезоне я попросил у него разрешение сфотографироваться, потому что в одной из социальных сетей у Сергея есть фотография, где он стоит со мной маленьким. Уже тогда он был в курсе, кто я такой. Правда, не знаю, откуда. Во время матчей могу перекинуться с ним парой слов так же, как с другими игроками. Мы просто знаем друг друга.
— Как проходило твоё лето?
— Перед отпуском я сделал небольшую операцию, залечил травму. Затем начал «расхаживать» организм, возобновил тренировки спустя полторы недели после операции. После этого мы с женой решили слетать на Мальдивы. Дешевле было долететь туда с пересадкой в Абу-Даби, мы решили задержаться там на неделю. У нас была и культурная программа, и развлекательная. Сделали всё, что планировали, кроме прыжка с парашютом.
— Откуда у тебя эта любовь к экстриму?
— Я люблю иногда получать такие острые ощущения. Жене тоже нравится.
— Что самое экстремальное ты пробовал?
— Прыгать с Банджи было страшно, но ты можешь получить те же эмоции и на аттракционах.
— В течение сезона успеваешь соскучиться по Петербургу?
— Больше скучаю по жене и собаке. Меня абсолютно устраивает и Череповец.
— Вы с Лолитой по-прежнему живёте в разных городах из-за её учёбы?
— Да. Возможно, пока это и к лучшему. Больше скучаем друг по другу и не успеваем надоесть.
— Вы ведь сами сделали себе обручальные кольца? Расскажи об этом опыте.
— Нам нравится пробовать что-то новое. Помимо колец мы также сами делали духи. У нас было своё золото, которое можно было переплавить.
— Летом ты окончил бакалавриат в НГУ им. Лесгафта и пошёл в магистратуру. Как прошла защита диплома?
— На протяжении учёбы у нас было по два-три предмета, связанных с хоккеем, и преподаватели советовали правильно относиться к своим работам: не просто копировать текст для рефератов из интернета, а самому читать и отбирать информацию, потому что это пригодится для дипломной работы. Я с первого курса копил материал и консультировался с преподавателями на тему того, что лучше включить в мой диплом.
— Ты опубликовал по этому случаю пост с братьями Федотовыми, которых встретил в университете, и назвал их жертвой точечной ротации СКА. О широкой скамейке «армейского» клуба ходят шутки среди хоккеистов?
— Я ещё слишком молодой, чтобы шутить над этим. Иногда бывают приколы вроде того, что был у меня в канале.
— Почему ты решил назвать свой канал «Иви-киви»?
— В «СКА-Неве» Андрей Леонидович сокращённо называл меня «Иви», а Саня Скоренов добавлял «Иви-киви». Такое название просто запомнить. Мне как-то попалось видео, в котором один из владельцев крупного бизнеса говорил о том, что чем проще название у бренда, тем он будет более узнаваемым.
— В фаншопе «Северстали» раскупили все нашивки с киви. Такое повышенное внимание к тебе со стороны болельщиков льстит?
— Конечно, это приятно. Хорошо, что я сам успел купить себе такую нашивку. Хочется, чтобы ещё больше болельщиков узнавали меня и хорошо относились. Нужно заслуживать это игрой.
— Тяжело ли вести канал во время сезона?
— Я не выкладываю каждый свой шаг, мои посты ведь выходят не каждый день. Просто если в непринуждённой обстановке захотелось чем-то поделиться, то делюсь. Кружочки тоже записываю по желанию, но не пересматриваю их — стыдно.
— Кому в «Северстали» ещё стоит завести свой канал?
— У каждого в команде происходит что-то интересное, просто кто-то может это красиво преподнести, а кому-то лень этим заниматься. Не смогу назвать кого-то отдельно, потому что у любого хоккеиста много разных увлекательных историй.
Я недавно подписался на канал Павла Бучневича — интересно посмотреть, что выкладывает игрок НХЛ. У нас с Колей Голдобиным схожие интересы, он тоже коллекционирует фанко. Я наблюдаю не за самим человеком, а за его увлечениями. Ещё мне нравится канал Никиты Филатова. Он уже поиграл, так что анализирует хоккей как знающий человек, а не просто диванный критик. Интересно почитать о том, как он описывает некоторые моменты. Подписан на Илью Винокурова — он делает хорошие разборы клюшек и формы.
Интервью: Александр Петрич
Фото: пресс-служба ХК «Северсталь»
Прокомментируйте первым "Илья Иванцов: «Играть за свою сборную — это всегда круто. Спорт вне политики!»"