Беспокоиться больше не о ком

Дым

В пространстве «Самиздат» арт-центра «Пушкинская, 10» 25 марта стартовали показы спектакля-инсталляции «Дым» тюменского молодёжного центра «Космос» по мотивам романа Ольги Лаврентьевой «Сурвило».

ДымТёмное помещение, разрезаемое тусклым светом. Где-то видны красноватые отблески. Из наушников — тишина, прерываемая монотонным женским голосом: «Ау». Следует долгая пауза. Ау. Мурашки холодом пробежали по телу. Добро пожаловать на инсталляцию «Дым».

Первая группа экспонатов состоит из стула, наброшенной на него шали, и лёгкой летней обуви. К этому великолепию примыкает круглая миска с землёй, в центре которой лежит зеркало той же формы. Луч прожектора отражается от него, обращая внимание на надпись: «В декабре тридцать седьмого мы уезжаем в полную неизвестность». Всё начинается с образа ямы и заканчивается им же.

Яма — отголосок того ужасного времени, когда человек приравнивался к пушечному мясу. Каждый был важен, и одновременно чья-то смерть не была трагедией. Скорее — повседневностью. Стирается ценность жизни, хотя так хочется жить. Любить, чувствовать и плакать. Совершать глупости или держать кого-то за руку. Выбраться со дна ямы; оттолкнувшись, забраться на вершину и найти собственное счастье. А если вершина полыхает кровавым пламенем, и от счастья остаются только пепел да дым? Тот, который застилает глаза и не даёт нормально дышать?

Лидия Клирикова прекрасно выполнила свою работу: её спокойный голос не выражает эмоций. Складывается образ человека, который видел эту жизнь беспросветной могилой. Я просто делюсь своей историей. От меня не осталось ничего. Без хэппи-энда. Эта больница станет нашей общей могилой. Здесь смерть.

Раскрывать печальную страницу отечественной летописи невероятно сложно: каждое слово должно быть не просто последовательностью букв, а сгустком чувств. Люди, воплощающие в жизнь этот отрезок прошлого, возлагают на себя бремя ответственности. Именно поэтому так важно, чтобы авторы подобных инсталляций не просто знали, как ЭТО было, но и ощутили ЭТО.

ДымКонцепция «Дыма» заключена в сосуществовании звуковой дорожки и инсталляций, соединяющихся в «иммерсивном спектакле». Большая роль отводится атмосфере: даже одна ошибка становится роковой и разрушает ощущение трагедии. Хорошей идеей было создать бумажные модели зданий и изобразить героев миниатюрными внутри них. Только если посмотреть на это с практической точки зрения, получаются нестыковки: почти ничего не видно. Таблички располагаются на полу и никак не закреплены.

Подсобное помещение резко отличается от остальных. Стены, покрытые белой плиткой, напоминают стены школьного туалета. Фаянсовый друг с не отклеенной этикеткой тут же. Вы ищете раковину? Она тоже рядом, за экспонатом. Даже вода течёт. Занятно, не правда ли? Самоирония бьёт ключом, вытесняя смысл душераздирающих надписей.

«Ляля!» «Петя!» «Внимание, говорит Москва!» Звуки из наушников перестают иметь значение и сливаются в какофонию. Не прекращаются тщетные попытки найти следующий экспонат. Хотите поучаствовать в беспроигрышной лотерее? Приходите на «Дым», выигрывает каждый билет. Адский круг из современной микроволновки с непонятным содержимым, балет Чайковского, привязанный к экспонату с совершенно противоположным лозунгом. У этого спектакля тоже есть антракт: в какой-то момент аудиозаписи заканчиваются, затем сменяются на видео. Те, кто дождались второго акта, услышат белую полосу этой чересчур чёрной зебры.

Дым«Я за вас беспокоюсь». За поколение современных подростков, такое далёкое от этих страшных лет. Следующее за последними писками моды и теряющее важную нить событий, тяжело прожитую нашими предками. Жалующееся на свои гигантские проблемы, забывая о тысячах судеб, отстоявших для нас это настоящее.

«Я за вас беспокоюсь». За детей, нашедших смысл в телефоне, где ведётся пропаганда совершенно иных ценностей. За детей, чьи маленькие головки так сильно берегут. Боятся травмировать. Неважно, что этот ребёнок гуляет по тёмным переулкам интернета и знает гораздо больше вашего.

«Я за вас беспокоюсь». За родителей, не считающих важным разговаривать о Великой Отечественной войне со своими детьми.

«Я за вас беспокоюсь». За бабушек и дедушек, отданных в дома престарелых. За ветеранов, чьи истории никому не интересны. За тех, кто никому не нужен…

Неслучайно этот спектакль-инсталляция идёт во время школьных каникул в рамках фестиваля спектаклей для подростков «В смысле». Не будем брать во внимание сделанные создателями ошибки и простим им все промахи. Всё-таки они преследуют благородную цель.

Текст: Александра Евтифьева
Фото: МЦ «Космос»

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "Беспокоиться больше не о ком"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.