Последняя остановка — «Я» или Азбука под открытым небом

тридцать три

Центральный выставочный зал «Манеж» 14 августа открыл уличный проект «Тридцать Три Знака». Инсталляция объединяет творчество известных российских художников и дизайнеров, раскрывает мир кириллического алфавита.

«Алфавит мы знаем с детства, а устное и письменное слово сопровождает нас ежедневно и издревле льётся бесконечным потоком», — думают многие. Они будут заблуждаться в суждениях о языке и дальше, пока не окажутся в круговороте извилистого чёрно-белого лабиринта, появившегося на площади у выставочного зала «Манеж».

Любопытно, что этот уличный проект стал продолжением прошлогоднего павильона «Тридцать Три Звука», куратором которого выступил художник и архитектор Андрей Пунин:

«Мы сохранили аббревиатуру “Тридцать Три З…”, и число 33 замечательно легло на количество знаков современной кириллицы — так и придумалась история “Тридцать Три Знака”», — поделился с журналистами напарник Андрея и куратор нынешней выставки Митя Харшак.

Главная цель уличного проекта — показать буквы русского алфавита в их историческом развитии, поэтому структура лабиринта чётко разделена на три маршрута: «Петровский» — самый длинный, кратчайший путь под названием «Глаголица» и тайный, затесавшийся между ними, — «Скоропись». На внешней стороне белого полотна ожерельем раскинулись напечатанные разными шрифтами крупные чёрные буквы, но число их — отнюдь не тридцать три:

тридцать три«Не удивляйтесь, что их сорок: не стоит забывать, что есть буквы, которые наш алфавит уже покинули, а именно — “ижица”, “И десятеричное”, “ять”, “юса большая и малая…”», — уточнил куратор проекта. К слову, обещанных в анонсе инсталляций в привычном их понимании — объёмных, рельефных композиций — в лабиринте не было, но вырезанные в стене формы некоторых букв стали неожиданной альтернативой: таким образом сквозные проёмы в виде широко раскинувшейся «ижицы» или змеевидной «зело» зрительно расширили свернувшийся спиралью лабиринт. При взгляде на причудливые изгибы утерянных со временем букв у посетителя не остаётся сомнений: русский алфавит претерпел множество преобразований. Однако кое-что осталось без изменений: конечная в чернильной цепи буква «Я», поджидающая зрителя у выхода из лабиринта, и возглавляющая буквенное шествие вырезная «А» у входа.

«Первопроходцами» экспозиции стали журналисты, которых вызвался провести по маршруту дизайнер, автор «Книги про буквы от Ая до Яя» Юрий Гордон — один из идеологов проекта, отвечающий также за работу с текстами и изображениями. Он провёл небольшую познавательную экскурсию по лабиринту, сопроводив рассказ многочисленными историческими сведениями.

тридцать триПосле полудня уличная выставка торжественно открылась. На фоне экспозиции выстроились главные её организаторы. Руководитель проекта «Музейная линия» ЦВЗ «Манеж» Анна Ялова выступила с приветственной речью, передав слово приглашённому гостю, вице-губернатору Санкт-Петербурга Владимиру Княгинину: «Раньше образ заменял тексты… Теперь художники разбили сообщения на буквы, и они распределились по городу. Я думаю, что правильно пройти всё пешком, собрать впечатления: отсюда мы стартуем, “Манежка” — исходная точка этого послания городу, — заметил Владимир Николаевич. — Это замечательное событие, и я желаю всем вам насладиться этим новым диалогом с нашими художниками». Заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Сергей Корнеев напомнил слушателям, что Петербург не зря называют «музеем под открытым небом»: «Об этом знают и в России, и во всём мире. Мы живём в городе, в котором каждый день происходят уникальные события, открываются новые пространства». Без внимания не могла остаться ироничная реплика Андрея Пунина о ненавистниках современного искусства: «Я даже знаю дату, когда его противники станут счастливы: это произойдёт 14 октября этого года, когда наш проект будут демонтировать и отнесут на склад».

Заключительная фраза куратора Мити Харшака: «Спасибо вам, выставка открыта!» ознаменовала официальное открытие проекта «Тридцать Три Знака», и поток посетителей направился к первой букве нашего алфавита.

Исключительность этого лабиринта заключается не только в авторских изображениях Кирилла и Мефодия, Пушкина или Петра Первого. Например, в нём невозможно заблудиться: «нитью Ариадны» служит чёткое разделение этапов развития славянской письменности на периоды — начиная с зарождения старославянского алфавита в 863 году и заканчивая нынешним 2020-м. Кропотливая работа шрифтовиков раскрывается в многочисленных примечаниях, которыми окружены чёрно-белые иллюстрации: «Древнейшая найденная в РФ надпись кириллицей, деревня Гнёздово под Смоленском, X век».

тридцать триЗдесь зритель легко получит доступ к историческим реликвиям, пусть и в дизайнерском формате: почерк великих писателей, рукописные фрагменты из официальных писем «милостивому Государю», журнальные вырезки начала прошлого века… Однако главной инновационной составляющей проекта являются элементы дополненной реальности, скрывающиеся за обыкновенными бумажками на внешней поверхности лабиринта: достаточно просканировать камерой смартфона QR-код, расположенный рядом с интересующей буквой, и нажать на возникшую на экране кнопку, чтобы увидеть небольшой ролик о процессе создания картины одним из художников-участников. К примеру, на букве «М» зритель погрузится в рабочую атмосферу студии известного молодого каллиграфа Покраса Лампаса.

«Наш коллега — дизайнер и типограф Виктор Пушкарёв — создал отдельные произведения по каждому из знаков кириллицы», — прокомментировал Митя Харшак.

Стоит предупредить будущего гостя «Тридцати Трёх Знаков», что QR-коды срабатывают далеко не на всех буквах: на виртуальный запрос корреспондента ОПЦ отозвались лишь «Щ», «Ъ», «К» и «М». Кроме того, вскоре после открытия уличной выставки были замечены пыльные следы обуви, отпечатавшиеся на чёрной платформе нижней части конструкции, тут же в некоторых местах выцвела краска — это указывает на то, что при установке не была учтена резистентность материала к внешним раздражителям.

А ведь радовать любознательных гостей слиянием двух противоположностей — современного искусства и кириллицы — уличному лабиринту предстоит целых два месяца.

Текст и фото: Марта Марци

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "Последняя остановка — «Я» или Азбука под открытым небом"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.