В центральном выставочном зале «Манеж» 20 января завершится выставка «Покой и радость» под кураторством Семёна Михайловского.
Чтобы понять эту выставку, не нужно много знать об искусстве. Как пишет сам куратор: «Мы собрали картины из разных городов, из разных музеев, руководствуясь не столько искусствоведческими, сколько эмоциональными мотивами». Вот и нам, зрителям, нужно отключить внутреннего критика и попытаться угадать, какие чувства заложили кураторы таким наполнением выставки.
Пространство Манежа было поделено на равные залы — в каждом своя тематика, свои авторы, неизменно только настроение всей выставки. Покой и радость… Кто-то встретит свои покой и радость в первом зале «Италия», где из каждой картины медовыми лучами на простор природы льётся солнце. Почти везде на картинах есть люди, но они очень малы по сравнению с природой, будто призваны показать её мощь и величественность. При всей воздушности и нежной атмосфере, каждый портрет в этом зале отточен до мелочей, каждая линия точна, нет места лёгким зарисовками: «…там было счастье, поэтому туда возвращались вновь и вновь, а многие там и заканчивали свою жизнь».
Мимо проплывают волонтёры в серых фартуках, измазанных краской. Будто художники, пришедшие потихоньку дописывать свои работы и любоваться ими.
Кто-то встретит свои покой и радость в зале «Природа», где из каждой картины так и пышет изобилием. Сочные фрукты будто источают пьянящие запахи, а вот и мушка присела на персиковый плод. Природа дышит, от вида её и самому хочется дышать. Водные просторы Айвазовского манят: ещё немного — и мы услышим тихий шелест моря, звон рынды на судне. Инструментальная музыка Антона Батагова сопровождает нас в каждом зале, и благодаря ней можно унестись далеко в свои мысли. С ребячьим восторгом желая пройти сквозь серые музейные стены, сквозь золотые рамки с бантиками, чтобы очутиться там, в мире грёз и праздности.
Для перехода в следующий зал нам предлагают подняться на второй этаж — подъём по лестнице на время выбивает из состояния нежности и лучезарности. В ушах уже не так «тепло» от мелодичности музыки — тишина, серые стены и лёгкая тревога…
Зал «Рюсс» показывает привычные русскому глазу пейзажи. Кажется, всё та же природа, но нет уже праздности и грёз. Тона более холодные, они адекватно передают атмосферу «родных краёв». Музыка сменяется, и мы слышим более низкие, немного тревожные, но такие же очаровывающие тона. Портреты не так точны, видна быстрота, а от того — и ценность момента. В этом зале начинает чувствоваться холодок в руках. Именно от этого зала «становится больно за Россию», но только потому, что в этих картинах мы видим что-то до боли знакомое и понятное только нам — тем, кто найдут свои покой и радость здесь.
Тихая и молчаливая «Частная жизнь» содержит много портретов с точными линиями и очень непростой судьбой. Некоторые картины оставляют много воздуха, оттого кажутся пустоватыми. В глаза на каждом портрете хочется заглянуть и спросить: «Что сделало тебя таким печальным?» Тем, кто найдут свои покой и радость в этом зале, остаётся только додумывать и фантазировать.
«Эпилог» как последняя ложечка вкусного варенья показывает нам последние портреты и пейзажи — задумчивость и тихое смирение. Посередине зала показывают видео: «…смонтированное из двух вариантов произведения Михаила Нестерова “Видение отроку Варфоломею”: эскиз превращается в картину, а потом мы наблюдаем обратный процесс — картина возвращается к эскизу…». Оно служит мягкой финальной точкой всей экспозиции.
Выходя, мы вновь обращаем внимание на облака и длинные-длинные качели, свисающие из них. Теперь, кажется, мы можем оценить их значение: уединение среди толпы и обдумывание выставки, а может — и обретение покоя и радости. Именно так надо завершить осмотр выставки — сесть на одни из качелей и погрузиться в мысли.
Текст: Амелия Гасанова
Фото: Ирина Колпачникова
Прокомментируйте первым "Найти свои покой и радость"