В Манеже рассказали о жизни и смерти

жизни

В понедельник, 22 апреля, в Манеже прошла лекция Александра Королёва «Образы смерти Петербурга», неразрывно связанная с выставкой «Жизнь после жизни».

«Жизнь после жизни» — крупнейший и, как признаются организаторы, единственный проект такого масштаба. В результате сотрудничества с более чем двадцатью музеями, на выставке представлено огромное количество работ художников и скульпторов, созданных в период с 1725 по 2018 годы.

Манеж предлагает посетить выставку с экскурсией, и это наиболее подходящий вариант, потому что волонтёры и экскурсоводы проводят быстрый, но ёмкий обзор экспонатов, в ходе которого можно узнать интересные подробности создания того или иного произведения, факты из жизни художника или скульптора, а также особенности расположения экспонатов.

Этому на выставке уделяется особое внимание. На первый взгляд кажется, что объекты размещены хаотично и никак не связаны между собой, но это не так: между экспонатами, расположенными в одной галерее, даже на одной панели, стене проведена тонкая смысловая нить, связывающая их. Такой нитью могут быть особенности биографии художника, стиль произведений, сходство в формах, тонах, которое сразу не замечаешь. Но после того, как узнаешь всё это, начинаешь по-другому, более осмысленно смотреть на экспонат. Огромный интерес представляет картина Евгения Михнова-Войтенко из знаменитой серии «Тюбики» (художник хаотично размазывает краску по холсту, создавая узоры и придавая картине особое настроение через цвет). Она одна из редких картин, которые могут таким образом передать телесную эмпатию.

Множество произведений связано с Санкт-Петербургом — «каменным городом-флаконом» ну и, конечно, со смертью. Неслучайно здесь и проходит лекция «Образы смерти Петербурга», так как Александр Королёв опирался на произведения с выставки. Лектор точно подметил: мало кто замечает, что на выставке Петербург и смерть находятся в центре внимания. Александр Валерьевич провёл аналогию с Венецией, ведь виды Венеции зачастую напоминают Санкт-Петербург. При этом он обратил внимание, что именно руины портика так живо напоминают наш город: «Призрак, за которым стоит пустота, — вот на что Петербург очень похож».

Также тема катастроф не чужда как Венеции, так и нашей культурной столице. Особо известны ужасающие петербургские наводнения. Но художники 70-х годов эстетизируют катастрофу как явление, делающее город ещё прекраснее.

С Санкт-Петербургом неотрывно связана и литература. Достоевский, Пушкин, Горький… Многие петербургские писатели включали в свои произведения тему смерти в нашем городе, обязательно сопровождая её образами Северной столицы. Так все мы помним произведение Пушкина «Медный всадник», а иллюстрация к нему Александра Бенуа (также представленная на выставке) уж очень напоминает изображение всадника Апокалипсиса.

Лектор напоминает, что образы смерти настигают нас буквально всюду, даже в центре города. Например, на Марсовом поле, являющемся, по сути, кладбищем. «Над ним витает дух смерти. Столица умерла», — поясняет Александр Валерьевич. Отсюда же видно и Спас-на-Крови — одну из главных достопримечательностей города. Но все мы знаем, что его сооружение тоже связано со смертью — Императора Александра Второго. Вполне естественно полагать, что Петербург наполнен образами смерти, ведь как может быть иначе в городе, пережившем революцию, множество войн, и самое главное — блокаду. Теме блокады посвящено множество произведений, которые Королёв не обделил вниманием.

Одна из тем, на которых лектор сделал особый акцент, — похороны Казимира Малевича. Сами похороны — это некий артистический жест, в который было вовлечено множество людей, процессия растянулась на весь Невский проспект. Этим событием была обозначена смерть авангарда: «Пока он (Малевич) был жив, один из фронтов ещё держался, но после Малевича — всё…».

Конец авангарда был отмечен грандиозными похоронами, но не только в этом есть эстетический смысл. Авангард — нечто живое, яркое, смерти в нём явно нет места. Тем не менее, похороны Малевича стали единственным высказыванием о смерти от авангарда.

Текст и фото: Алиса Витковская

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "В Манеже рассказали о жизни и смерти"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.