Очередной оперный open-air открыла «Царская невеста»

Царская невеста

На Соборной площади Петропавловской крепости вечером 12 июля начался седьмой фестиваль «Опера — всем». В этом году фестивальную программу открыла опера Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста».

В отличие от двух предыдущих лет, погодные условия не стали преградой для выступления артистов: ничто не предвещало дождя, а жара спала уже через час после начала оперы.

Фабио Мастранджело, дирижёр и музыкальный руководитель фестиваля, отметил, что петербургский оперный фестиваль имеет ряд особенностей: в отличие от итальянских фестивалей, все постановки идут непрерывно, без дробления на акты, а максимальная продолжительность представления составляет 2 часа 15 минут (как это и было в тот вечер). Ещё одна особенность заключается в наличии звукорежиссёра. На больших открытых пространствах артисты и музыканты вынуждены работать с микрофонами, поэтому специалист по звуку играет важную роль, выстраивая баланс между солистами, хором и оркестром. Говоря об опере «Царская невеста», Фабио отметил её «трендовость»: только за последний год появилось около десятка версий её постановки, в том числе сразу несколько — в Петербурге. Итальянец назвал эту оперу «хитом сезона».

Кроме того, этим летом будут исполнены две оперы итальянских композиторов: «Макбет» Верди и «Манон Леско» Пуччини. А завершит фестиваль написанная на немецком языке лёгкая и комичная постановка оперы Моцарта «Похищение из сераля», её можно будет увидеть у Екатерининского дворца в Пушкине.

Выступивший на церемонии открытия фестиваля председатель Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга Константин Сухенко особо поблагодарил автора идеи «Оперы — всем» Юлию Стрижак и Фабио Мастранджело. «Мы готовили фестиваль от души, чтобы опера стала действительно доступна всем, кто её любит, а не только тем, кто может купить билет в театр. Это наше внутреннее убеждение: лучшие образцы классического искусства должны быть доступны всем!», — подчеркнул Константин Эдуардович.

«Дамы и господа, мне кажется, можно утверждать, что мы в России умеем организовывать массовые мероприятия. Что Чемпионат мира по футболу, что фестиваль «Опера — всем»… У нас очень много людей, всё в порядке и хорошо выглядит», — сказал со сцены итальянский дирижёр, восемь лет назад получивший российское гражданство.

Арт-директор фестиваля Виктор Высоцкий прочитал фрагмент стихотворения Марины Цветаевой и кратко рассказал о действующих лицах и сюжете оперы.

Действие переносит зрителя в XVI век и рассказывает историю таинственной смерти третьей жены Ивана Грозного Марфы Собакиной. Её партию спела солистка Санкт-Петербургского музыкального театра «Зазеркалье» Ольга Черемных.

Опричник Григорий Грязной влюбляется в Марфу, но та должна свататься с Иваном Лыковым. Грязной хочет приворожить девушку с помощью зелья. Любаша, любовница опричника, решает отравить красавицу Марфу. Ария Любаши в конце первого действия увенчалась звоном колоколов Петропавловского собора. Любаша подменяет приворотное зелье на отраву, которую Грязной подмешивает в бокал Марфы. Тогда же становится известно, что девушку себе в жены сам Иван Грозный. Здоровье царской невесты сильно ухудшилось, а Грязной понимает, что погубил девицу. Конец оборачивается трагедией для всех героев, а Любаша и её соперница погибают.

Опера на открытом воздухе смотрится гораздо легче и интереснее, чем из зрительного зала в театральном здании. В солнечном свете и на свежем воздухе представление выглядит естественнее, а актёры — реалистичнее. Большой экран, на котором транслировали оперу, позволял с дальних мест рассмотреть эмоции на лицах артистов крупным планом, что добавляло «живости» происходящему на сцене и помогало полнее раскрыться персонажам. Правда, от созерцания прекрасного зрителей отвлекали посторонние городские шумы, а во время взлёта и посадки экскурсионного вертолёта дирижёр делал паузы.

«Опера — всем» даёт прекрасную возможность любителям оперы послушать любимые произведения в неординарной обстановке, а тем, кто ещё не полюбил этот вид искусства, — познакомиться и лучше присмотреться к ней.

Фабио МастранджелоФабио Мастранджело, дирижёр и музыкальный руководитель фестиваля:

«В прошлом году у нас уже была итальянская постановка — «Турандот». «Турандот» я называю не самой типичной оперой. Это, может быть, звучит некорректно, но она самая «несложная». Конечно, там есть шикарные арии Калафа и Турандот, но, по сравнению с другими операми Пуччини, она не самая сложная, если сравнивать с «Мадам Баттерфляй», «Тоской», «Богемой», «Манон Леско».

Я хотел поставить одну из значимых работ Пуччини, хотел «Тоску», но договорились на «Манон Леско». Итальянцы обрадовались, что у нас, наконец-то, идут такие дела. Они всегда удивляются, что у нас такая красота и что мы каждый раз добавляем новые площадки. Каждый год четыре новые постановки — немногие могут себе такое позволить! Мне кажется, это лучший оперный фестиваль в России, если уж не во всей Европе».

Текст: Дарья Герцева
Фото: Евгений Веснин

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "Очередной оперный open-air открыла «Царская невеста»"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.