Итоги минувшего сезона и планы на сезон предстоящий в беседе с корреспондентом Охтинского пресс-центра обсуждает художественный руководитель — директор Театра «На Литейном» Сергей Анатольевич Морозов.
— Сергей Анатольевич, какими яркими событиями запомнился прошедший 113-й сезон?
— Для Театра «На Литейном» сезон был очень результативным и насыщенным событиями в трёх направлениях.
Первое и самое важное для нас — спектакли. Три яркие премьеры — «Женитьба Фигаро», «Бег» и «Красавец мужчина» — влились в наш репертуар и полностью соответствуют теме прошедшего сезона — «Отражения классики». В следующем сезоне мы продолжим работу по актуализации классики, по поиску её отголоска в современности.
Также состоялась премьера спектакля Ивана Рябенко по современной пьесе Вероники Вельт «Звёзды в чёрной дыре». Пьеса впервые прозвучала в программе «Первая читка» фестиваля «Пять вечеров» имени Александра Володина. Эта премьера продолжает работу с современной пьесой.
Мы продолжаем традицию праздновать Международный день театра представлением «ВотЭтоТеатр», чтобы вновь раскрыть возможности труппы с помощью творческих предъявлений (музыка, стихи, «капустники») и самостоятельных работ.
Второе направление — проектная деятельность театра. Серьёзнейшим и прорывным событием не только для нас, но и для всей Ленинградской области стал Форум-фестиваль «Область театра», который был проведён по инициативе Театра «На Литейном» и вошёл в число мероприятий Национального проекта «Культура». Первый Форум проходил в октябре 2021 года в Киришах в течение пяти дней.
Четыре дня были наполнены лекционной программой, разделённой на три потока: творчество, организация, продвижение (сокращённо ТОП). Поток «Творчество» касался работы актёров и режиссёров, «Организация» — затрагивал деятельность административного блока, а «Продвижение» — пиар-службы, литературной части, отдела развития.
На форуме выступали яркие спикеры, представители театрального и не только театрального сообщества. Нам было важно познакомить слушателей с самыми успешными практиками в сфере театрального искусства как в творческом направлении (сторителлинг, бэби-театр, импровизация, сценическая речь), так и в администрировании процесса. Лидеры театрального и общекультурного процесса страны (директор Российского академического молодёжного театра Софья Апфельбаум, директор Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга Ольга Хомова, президент Союза дизайнеров России Виталий Ставицкий и другие) делились своим опытом и инструментами взаимодействия с аудиторией. Также были приглашены представители бизнеса, которые предложили пути взаимодействия с властью и бизнес-структурами. Аудитория Форума-фестиваля состояла из работников культуры Ленинградской области, Санкт-Петербурга и Северо-Запада России.
Образовательная, лекционная программа была ядром Форума, а его культурную часть составили спектакли пяти областных театров, показанных на сцене ДК «Кинеф». Театр «На Литейном» представил «Женитьбу Фигаро».
В прошлом сезоне мы сделали постоянными встречи с теперь уже доктором искусствоведения Полиной Михайловной Степановой. В 113-м театральном сезоне состоялся цикл лекций «13 самых-самых», которые всегда проходили тринадцатого числа: «13 самых обаятельных лжецов», «13 самых театральных поэтов», «13 самых забытых вещей из 1920-х годов», «13 самых «культурных» насекомых», «13 самых роковых мужчин» и другие. Каждая лекция была так или иначе связана с одним из спектаклей из нашего репертуара. Допустим, «13 насекомых» — привязка к «Превращению», «13 лжецов» — «Тот самый М.» (по пьесе Григория Горина «Тот самый Мюнхгаузен»).
Во второй раз мы провели фестиваль «Культурный Выборг». На этот раз в пространстве Выборгского замка мы показали предпремьеру спектакля «Пётр и Алексей» и уже договорились о том, что в следующем году (10, 11 и 12 июня) снова проведём фестиваль в Выборге.
Если говорить о новшествах прошедшего сезона, 13 сентября 2021 года мы провели презентацию 113-го сезона и представили зрителям, журналистам и партнёрам события и фрагменты премьер грядущего театрального года.
Ещё одним новшеством, связанным с цифрами, стала программа «ЧиткиНаТроих» на нашей камерной сцене. Как правило, в этих пьесах всего три персонажа (иногда чуть больше). Были прочитаны три пьесы современных авторов: «Выбрать троих», «Похмелье» и «Лучший сотрудник вечности». Для нас это стало важным погружением актёрского организма в новые тексты, попыткой уловить тенденции современной драматургии.
Наконец, мы рады наградам. Звание Заслуженного артиста России получила Тамара Гавриловна Шемпель. Ольга Борисовна Самошина и Елена Геннадьевна Ложкина — замечательные ветераны нашей сцены — стали обладателями Медалей ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Знаковым событием стало награждение молодёжной премией Правительства Санкт-Петербурга нашей актрисы Дарины Одинцовой за серию ролей (в том числе, за спектакль «Суад. Жить заново»). Это происходит нечасто.
Несколько фестивальных наград получил спектакль «Суад. Жить заново» Алексея Янковского. Исполнители ролей Графа (Михаил Лучко) и Графини (Кристина Убелс) в «Женитьбе Фигаро» стали лауреатами Международных фестивалей. Некоторые наши артисты получили награды Ленинградской области.
Все награды дают уверенность в правильности выбранного пути.
Для меня стало большой честью быть избранным секретарём Союза театральных деятелей России. Моё периодическое присутствие в Москве помогло уточнить заявку нашего театра так, что мы стали обладателями гранта Министерства культуры РФ на постановку спектакля «Мудрецы» по пьесе Александра Николаевича Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Этот грант распределяет СТД.
В рамках Форума «Область театра» мы провели однодневный форум в Санкт-Петербурге с выразительным названием «Театр прав». Интеллектуальные права и правовое поле современного театра в целом содержат много подводных камней и опасных лагун. Мы организовали выступления ведущих юристов в сфере театрального договорного процесса, прав на изображения, авторских прав на тексты. Велась онлайн-трансляция, были приглашены многие театральные деятели Санкт-Петербурга.
Таковы основные вехи прошлого сезона.
— В ходе нашего прошлогоднего интервью, как раз посвящённого на тот момент будущему фестивалю «Культурный Выборг. Адаптация», Вы рассказывали о концепции мобильного, передвижного фестиваля, который бы перемещался по районным центрам Ленинградской области. При этом сейчас театр во второй раз приехал в Выборг. Получается, концепция поменялась?
— Концепция разделилась. Когда мы завершили первый фестиваль, я сказал директору Выборгского замка Валентину Александровичу Белоусову: «Огромное спасибо, мы поехали в Тихвин / Гатчину / Тосно». Он ответил: «А как же мы?» Повтор фестиваля в этом году в Выборге во многом основывался на желании команды замка снова сотрудничать с нами и создавать столь интересное культурное событие.
В этом году мы убедились в том, что Выборгский замок является уникальным местом для многих наших показов. Наш фестиваль называется «Культурный Выборг. Адаптация». И вот вторая часть — «Адаптация», — надеюсь, будет иметь отражение в разных районах Ленинградской области. Мы постараемся провести фестиваль «Адаптация» в 2023 году, допустим, в Гатчине. Создание пьес, посвящённых конкретно этому населённому пункту, останется одной из задач фестиваля.
Возможно, после Гатчины мы в 2024 году отправимся в более далёкий Тихвин.
— Ещё один важный вопрос, который также поднимался год назад, связан с ремонтом здания театра. Какова ситуация с ним?
— Существует завершённый и сданный нам проект капитального ремонта театра и его приспособления к современным условиям. Сейчас мы проходим стадию экспертизы проекта. Наше здание является объектом культурного наследия, у театра есть охранные зоны — это накладывает дополнительные ограничения и может отразиться на финальной смете.
Предположительно начало ремонта переносится на середину 2024 года. Сезон 2023–2024 годов у нас будет юбилейным, 115-м. Если мы завершим юбилейный сезон и уйдём на ремонт, мне кажется, будет лучше. В течение ещё двух сезонов мы точно остаёмся в родном здании.
— Речь идёт именно о большом ремонте, связанном с переездом в ДК Горького?
— Да. Предварительная договорённость о таком переезде достигнута. Новые спектакли я уже планирую с учётом показа на другой сцене. Хотя один опытный театральный человек посоветовал мне работать без оглядки на ремонт.
Этим летом мы проводили небольшие косметические работы, но с необходимостью большого ремонта сталкиваемся всё более ощутимо. Всё чаще возникают проблемы из-за старых инженерных сетей.
— Но фатальных проблем эксплуатационного характера у вас нет?
— Есть трудности с внутренними сетями (электричество, канализация, трансляция). При этом из-за технических проблем мы не остановили ни один процесс и не отменили ни один спектакль. В конце сезона у нас случилось ЧП — порвался трос поворотного круга. К счастью, это произошло уже в конце спектакля, мы смогли доиграть, и, возможно, зрители ничего не заметили. Сейчас мы будем его ремонтировать, поскольку два наших спектакля требуют наличия поворотного элемента сцены.
Планшет основной части сцены находится на 20 сантиметров выше, чем передняя её часть. Поэтому в большинстве спектаклей мы наращиваем высоту дополнительными станками. В проекте ремонта театра мы были вынуждены отказаться от круга в пользу конструкций, которые позволят нам делать разноуровневое пространство.
— Мы об этом тоже говорили год назад — чтобы сцена была мобильной как в БДТ или в Буффе.
— Да, именно так. Также у нас есть идея возможности продления сцены до середины зрительного зала.
— Тогда остаётся только поговорить о планах на новый сезон.
— Основным акцентом нового сезона для нас станут классические произведения в современной интерпретации. Основной премьерой сезона, запланированной на начало декабря, станет спектакль «Мудрецы» в моей постановке. Мне удалось не только собрать, но и заразить замыслом замечательный актёрский ансамбль. После долгого перерыва зрители смогут увидеть в новой работе Ольгу Борисовну Самошину. Кроме того, этот спектакль посвящён 25-летию работы в нашем театре Вячеслава Григорьевича Захарова, который на некоторое время выпал из процесса по личным, творческим и медицинским причинам. В сентябре у него будет юбилей, который мы отметим чуть позже, когда выйдет спектакль.
В спектакле также заняты представители старшего поколения Михаил Разумовский, Сергей Заморев, среднего —Любовь Завадская, Сергей Колос, кроме того — молодые артисты Виталий Гудков, Вадим Степанов, Наталья Ионова, Аглая Гершова, Павел Путрик, Николай Краснопёров.
Очень рад взаимодействию с художником-постановщиком спектакля Александром Орловым, художником по костюмам Ириной Чередниковой. Надеюсь, что сложится взаимодействие с выросшим внутри театра талантливым художником по свету Василием Ковалёвым.
Надеюсь, что спектакль станет определённой вехой в осмыслении пьесы, которая сегодня звучит архиактуально. Я знаю о двух великих спектаклях — в БДТ Товстоногова и в Театре Вахтангова, при этом сам видел спектакль Марка Захарова. Периодически театры возвращаются к этой пьесе. Каждая сцена оттуда настолько точно звучит сегодня, что может получиться любопытный диалог текста Островского с сегодняшним днём.
Зрителя ждёт премьера спектакля «Пётр и Алексей» по роману Дмитрия Мережковского. Инсценировка сделана мной на основе романа. Предварительная премьера состоялась в июне в Выборге и получила хорошие зрительские отклики, теперь будет дорабатываться. В центре пьесы — исследование взаимоотношений отца и сына, правителя и человека. Как могло случиться, что Пётр допустил, спровоцировал, был вынужден сделать так, чтобы его наследника не стало. Главные роли исполняют Александр Цыбульский и Вадим Степанов.
Перед концом предыдущего сезона у нас прошла аван-премьера, прогон для своих готового творческого продукта — спектакля по пьесе Константина Стешика «Голова» в постановке Кирилла Люкевича. Премьера состоится в октябре.
Выросшая из актёрской инициативы Виталия Гудкова работа по рассказам Шукшина на камерной сцене рассчитана на двух актёров: Виталия Гудкова и Антона Сиданченко. Два рассказа из четырёх уже готовы, скоро работа над спектаклем будет завершаться.
Мы обсуждаем названия Шекспира, Лопе де Вега, современные пьесы.
Достигнута договорённость с Олегом Лоевским, создателем многих театральных лабораторий (в том числе лаборатории Театра наций), о том, что под его кураторством возникнут точечные эскизы или даже появится полноценная лаборатория для молодых режиссёров из Москвы и Петербурга на тему актуализации классики.
Мы продолжаем проектную деятельность, ждем продолжения цикла лекций Полины Михайловны Степановой в обновлённом формате.
Будет развиваться взаимодействие театра и музея, наши спектакли по-прежнему будут играться в пространстве музеев и библиотек Ленинградской области.
Наконец, в течение этого сезона состоится второй Форум-фестиваль «Область театра».
Интервью и фото: Евгений Веснин
Прокомментируйте первым "Сергей Морозов: «Тема сезона — актуализация классики»"