Ты из наших будешь?

Мудрец|ы

Театр «На Литейном» продолжает праздновать двухсотлетие со дня рождения А.Н. Островского. 22 апреля состоялся один из премьерных показов спектакля Сергея Морозова «Мудрец|ы».

Спектакль начинается незаметно для зрителей: на сцену выходит герой Вадима Степанова, одетый в небрежный клетчатый халат и вопиющие голубые чулки. Рассеянность царит на его пустом лицо, по которому видно человека без цели и средств к существованию. Запущенный диван, ставший местом хранения многочисленных бумаг. Перед нами холостяк в его натуральном виде, который, однако, скоро претерпит метаморфозы: из кокона ужасной гусеницы на свет появится прекрасная бабочка. Но правда ли, что внутренняя сущность изменится благодаря преображению внешности?

Мудрец|ыЕгор Глумов (Вадим Степанов) включает телевизор и вливается в поток непонятных звуков. Сквозь оболочку просачивается зависимый ребёнок, который утрачивает индивидуальность с каждой секундой, проведённой перед экраном. «Помоги тебе Бог», — с этими словами мать отдаёт ему пульт. Ищите Бога внутри коробки. Главное, не ошибитесь — Бог существует не внутри черепа, а в лабиринтах микросхем пластикового параллелепипеда.

Постановку с самого начала трудно назвать классической. Утвердиться в этом зритель может тогда, когда Голутвин (Николай Краснопёров) врывается на сцену в неоновых очках с колонкой наперевес. Комедия будет пронизана духом «современности» до самого конца: матовый блеск лифтов, холодный свет светодиодных ламп, синтетическая одежда актёров. Только дневник бумажный. Он как бы выделяет Глумова из серой массы.

Главной декорацией стали лифты — на их фоне разворачивалось действие. Из них выходили герои, за их дверями они и исчезали. Довольно просто объяснить, почему. Социальный лифт — это канал, благодаря которому человек может перемещаться из одной социальной группы в другую. Глумов, следуя своей цели, желал без потерь достать вершины, стать лучшим. Но забраться туда можно и с помощью лжи, тем более, если она стоит не очень дорого. Удержаться же гораздо сложнее — нужно соответствовать созданному образу. Невозможно, скрывая правду, безнаказанно носить маску. В какой-то момент истина раскроется, как и двери лифта. Вы вернётесь к началу, то есть к нулю.

Пьеса 1868 года не теряет актуальности и по сей день. Вы ежедневно встречаете Курчаевых, живущих за счёт других, однако непременно использующих шанс вылить всю желчь на покровителя за его спиной. Напасть со спины подло, но кто говорит о морали? На первом месте выгода, честность уже не в моде. А Клеопатры Львовны вовсю разгуливают по улицам любого города: куда ни глянь, высокородные пустышки. Как Вы выбираете конфеты в магазине? Наверняка смотрите на фантик, когда его роль — просто красиво выглядеть. «К чему тут ум, если профессором не быть?» — спрашивают герои спектакля «Мудрецы». Вот и я начинаю сомневаться, нужно ли иметь собственную голову на плечах? Или красивой картинки достаточно?

Мудрец|ыБлагодаря качественной работе художника по костюмам первое впечатление зрителя не оказывается ложным. Вычурный малиновый пиджак Курчаева символизирует его самовлюблённость и эгоизм, предрекает его скорое падение. Манефа (Полина Васильева) одета в бордовые колготки и тёмные туфли на каблуках — аляпистость её одежды показывает неординарность личности, пропадает желание ей верить. Свет так же вёл зрителя на протяжении всего спектакля: резкие красные всполохи усиливали ужас от неопределенности, а мертвенно-холодный белый вселял равнодушие.

Вячеслав Захаров в «Мудрецах» смог сыграть по-настоящему честно. Его Крутицкий действительно жил. Возможно, некоторая искусственность остальных персонажей была обусловлена их ролями. Манефа в конвульсиях гадает человеку, оставляя его в неизвестности, Маша Турусина (Аглая Гершова) настолько обеспокоена деньгами, что теряется её изначальная роль жертвы во имя выгоды. А была ли любовь? Этот вопрос так и остался открытым.

В постановке очень важно всматриваться в детали: те же кроссовки Голутвина работают как индикатор его личности. Положив ноги на диван, он раскрыл все свои карты: от презрения к обществу до нежелания работать. Тётушка Маши, Софья Игнатьевна (Ольга Самошина) имеет призрачный ореол святости, образ которого был продемонстрирован с использованием вейпа на сцене. Через поиск средств выразительности и происходит совмещение кусочков пазла.

Сюжет постановки как никогда злободневен: циничный молодой человек идёт вверх по карьерной лестнице. Его не интересуют ни чувства, ни эмоции. Перед ним стоит задача, которой он добивается, наплевав на нравственность. Он презирает всех и льстит каждому. В итоге все презирают всех — этот посыл читается как в пьесе, так и в спектакле.

Очень сложно не верить тому, что постановка актуальна, хотя текст комедии Островского почти не был отредактирован. Человек приобретает вес в ваших глазах только тогда, когда говорит то, что вы захотите. Вам приятно слушать ложь. Лесть растекается мёдом, её подают на блюде с выгодной стороны, и подмена не очевидна.

Но стоит ли жить за вечной маской? Егор Дмитриевич — в пиджаке, в галстуке и с папкой — может быть честен только с дневником. Только в глубине тёмной сцены. Только в углу, где полёт его мысли стабилизируется. Где он ненавидит всех, включая свою мать. Где он перестаёт быть услужливым мальчиком. Жорж умён — бесспорно, он вывел самую действенную формулу того, как достичь вершины. Как понравиться всем, как отполировать себя до блеска. Но на каждого мудреца своя глупость — он обрекает себя на несчастье длиною в жизнь. Ты согласен существовать, питаясь работой и безоговорочно соглашаясь с начальством? Путь Егора (именно Егора) заключается в другом — перекроить, разрушить устои и сотворить свою собственную идеологию. Вопрос только в нём самом: сможет ли он сделать первый шаг наперекор системе?

Глупо думать, что ты умный. Познание не имеет границ, любая остановка неизменно приводит к регрессу. В первом действии кусочек спектакля состоял из последовательной смены сцен: разговора Глумовой с Клеопатрой Львовной и рассуждения о жизни Крутицкого и Нила Федосеевича. Первые не подозревают о том, что недалеки умом: они просто живут в рамках собственной картины мира, и им этого достаточно. Они воспитаны так, что широта кругозора и дальновидность явно не входят в список приоритетов. А старики цепляются за прошлое, даже не подозревая, что времена поменялись. Осуждают других, тешат самолюбие, когда их слова обесценились, перестали быть актуальными. Получается, что возраст не имеет значения: в высших слоях общества, где человечности так таковой и нет, никто не обладает мудростью.

Текст: Александра Евтифьева
Фото: Виктор Васильев, Юлия Паршакова

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "Ты из наших будешь?"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.