На камерной сцене Театра «На Литейном» 31 января прошла читка пьесы Дмитрия Данилова «Выбрать троих».
В начале пандемии, когда все были закрыты по квартирам, а из развлечений оставалось только перебирание гречи, на свет появился первый zoom-спектакль по пьесе «Выбрать троих» (в постановке Мастерской Петра Фоменко), который сейчас стал уже своего рода классикой. Напомним, что речь в пьесе идёт о семейной zoom-конференции, в ходе которой выясняется, что в рамках борьбы с коронавирусом граждане России будут обязаны выбрать только трёх людей, с которыми станет возможен регулярный очный контакт. Со всеми остальными им предстоит контактировать только онлайн.
Как и в zoom-пространстве, участниками читки стали члены обычной на первый взгляд семьи: отец, мать, их совершеннолетние сын и дочь, а ещё бабушка (мать отца). На наших глазах, на ровном месте, разворачивается процесс разногласий, грозящий распадом семьи. Спектакль заставляет задуматься: какие же действия привели к этому? Можно ли было поступить по-другому?
В zoom-версии 2020 года отец семейства или же, как «нежно» называет его жена Нелличка “Pater familias”, находится на пределе, пике эмоций. Кажется, что сейчас он разобьёт экран монитора — вот как ему надоели колкие фразочки жены. Он кричит матом на детей, хватается за голову. Ситуация, в которой оказался отец, кажется безвыходной: жена его не уважает, дети тоже порой подтрунивают, отчего сильно страдают его самооценка и психическое состояние. «Что?! Уймись?! Я тебе уймусь!» — вскрикивает отец в ответ на слова сына и грозит кулаком, однако его тут же перебивает жена Нелличка: «Коленька, и правда, уймись…».
В ходе читки актёры Театра «На Литейном» сыграли семейную драму совершенно иначе. На, казалось бы, аналогичные «подколы» жены отец семейства реагирует мягче. Зрителям видны как его раздражение, так и любовь с остатками нежности. Он с большим терпением просит жену прекратить издевательства. Ведь понимает, что ситуация сложная, и пытается собрать всех, хотя это даётся ему с заметным трудом. Видно, что тот патриархальный «отец семейства», который обычно собирает всех на обсуждение, вовсе не он, а, скорее, его жена.
Любопытно сравнить актёрскую игру «zoom-жены» и «жены из читки». В zoom-спектакле видно, как женщина устала, но при этом заметна её воля к власти. Она очень грубо, совершенно без нежности «тычет» мужа колкими фразами, отчего к её персонажу сразу возникает отторжение. Видно, что каждая колкость супруги даётся отцу даётся всё труднее и труднее. По ходу пьесы видно, как она привыкла к привычному порядку вещей и пытается бороться за него — за семью в её собственном понимании. Но против кого? Против своей семьи же. Дети выросли и больше не хотят много времени проводить вместе: «Подружек растеряла, а любовников не завела…». И получается, что теперь у жены есть возможность проводить время только с родным, но уже, возможно, нелюбимым мужем.
А вот Нелли-из-читки не такая озлобленная. «Если будем анализировать, отчего человек злится, отчего становится человек стервозным? От боли», — заметила актриса Театра на Литейном Любовь Ельцова, сыгравшая жену. Именно в этой Нелличке видны боль и печаль. Её колкости не такие злобные, они сравнимы с постоянным лёгким подтруниванием. Но именно она будет идти по головам, отвергать «четвёртого лишнего», чтобы быть счастливой в своей семье. А будет ли её семья счастливой? Другой вопрос.
Дети Паша и Света не занимают много сценарного времени, однако отлично показывают (что в zoom, что в читке), насколько разными — свободолюбивыми или податливыми — могут быть совершеннолетние дети в одной семье.
Заслуженная артистка России Тамара Шемпель сыграла бабушку, которая «ни на что не претендует, лишь бы спокойно умереть». Она попала и в возраст, и в темперамент, что выглядело вполне приятно и уместно. А вот zoom-спектакль вводит в лёгкое недоумение: когда прямо перед зрителями молодая актриса мажет лицо белой краской и позже отыгрывает бабушку, возникает «карикатурный» образ, который совершенно не ожидаешь увидеть.
Такие непохожие друг на друга постановки позволяют по-разному погрузиться в проблему. Если в zoom-пространстве хочется доверять происходящему — кажется, что именно так и могут проходить разговоры в интернете на серьёзную тему, то в пространстве театра не доверяешь совсем. Всё равно приходится додумывать, что действие происходит в zoom, от чего возникает вопрос: «Тогда зачем реальный мир?». Пускай то, что было в zoom, останется в zoom.
Всего за час с небольшим нас погружают в проблему семейного счастья, значения реальных встреч с их взглядами и прикосновениями и возможности их замены на сугубо онлайновое общение. По-хорошему, можно было бы устроить так, чтобы все могли взаимодействовать друг с другом, однако, эта семья несчастлива — её члены не очень-то хотят быть вместе. Родители не могут принять того, что их дети выросли, а дети не хотят, а может, и не должны понимать значимость родительской ласки в живом общении.
В финале zoom-спектакля остаётся некоторая недосказанность: семья разобщена, все разошлись по своим углам; кажется, что они больше не соберутся вместе, а основная проблема не решена, многое ещё не сказано. В финале читки семья сближается и, обнимаясь под песню “Candy Coated Suicide”, ставит печальную, но всё-таки совместную точку.
Текст: Амелия Гасанова
Фото: Кирилл Борисов
Прокомментируйте первым "Одиночество впятером"