Серебряный свет в своей шкатулке

Березовский

Одиннадцатый международный фестиваль камерного исполнительства «Серебряная лира» по традиции пройдёт в Санкт-Петербурге в течение одной недели — с пятницы, 30 октября, по пятницу, 6 ноября, включительно. Но впервые — с участием только российских музыкантов.

К сожалению, нынешней осенью из-за закрытых границ все фестивали проходят без участия зарубежных артистов. С одной стороны, это обидно — ведь мы уже привыкли к регулярным визитам мировых звёзд. С другой стороны, подобное, пусть вынужденное решение позволит ещё раз убедиться, что не скудеет Россия талантами. В конце концов, не стоит постоянно любоваться чужими драгоценностями в витринах, когда и в своих шкатулках драгоценностей не счесть.

Судите сами. Пианистка Полина Осетинская с новым Молодёжным камерным оркестром под руководством Ярослава Забояркина, петербургский фортепианный «ПетРоДуэт», «Чижик-Джаз-Квартет», одарённейшие братья Иван, Даниил и Никита Бессоновы, фортепианное трио Филармонического общества, дуэт виолончелиста Алексея Жилина и пианистки Инги Дзекцер, восходящая звёздочка — молодая пианистка Елизавета Украинская, и, наконец, камерный оркестр «Дивертисмент» под управлением Ильи Иоффа с участием московской певицы Яны Иваниловой. Чем не россыпь настоящих драгоценностей?

О фестивале и о том, как удалось в период пандемии приблизить академическую музыку к её почитателям, рассказал художественный руководитель и основатель «Серебряной лиры», президент Филармонического общества Санкт-Петербурга Борис Березовский.

— Борис Леонидович, а всё-таки, почему ваш фестиваль носит название «Серебряная лира»?

— Когда десять лет назад мы задумали наш фестиваль, его название нам подсказала фраза Йозефа Гайдна, как известно, стоявшего у истоков создания Филармонического общества Санкт-Петербурга и ставшего его первым Почётным членом. В одном из своих писем он сравнил камерную музыку с серебряным светом. Так и родилась наша «Серебряная лира».

— Насколько я знаю, Вы до последнего момента не убирали из фестивальной программы имена зарубежных музыкантов. На что Вы рассчитывали, и как удалось столь стремительно найти им замену?

— В прежние годы программы нашего фестиваля более чем наполовину состояли из зарубежных артистов. И не потому, что российские хуже, а потому, что нам очень хотелось знакомить публику с новыми именами.

Но в этот раз, учитывая ситуацию, мы пригласили из-за рубежа только литовский фортепианный дуэт, чешское фортепианное трио, швейцарский кроссовер-ансамбль и венгерского виолончелиста. Несмотря ни на что, надеялись, что наши гости всё-таки получат визы. Однако, понимая, что этого может и не случиться, загодя готовили замены, честно договорившись с нашими артистами. Так и вышли из сложного положения.

— В период карантина Филармоническое общество организовало онлайн трансляции домашних мини-концертов многих петербургских музыкантов. Это и было, как я понимаю, истинное камерное музицирование. Но не навредит ли привычка слушать любимых артистов, «не выходя из дома», концертной индустрии?

— Думаю, не навредит. Напротив, она может лишь способствовать росту интереса к классике. Послушав на компьютере, планшете или смартфоне не очень длинное, но очень искреннее исполнение, наш потенциальный слушатель, возможно, захочет пойти и на полновесный концерт в Филармонии.

Признаться, я до случившейся пандемии и сам относился к подобным трансляциям с некоторым скепсисом. Мне казалось, что если уж есть возможность услышать «живой» концерт, то нечего заниматься сомнительными затеями. Но, каюсь, был совершенно не прав. Весной коронавирус взял и отменил все «живые» концерты. В одночасье концертная жизнь города не просто остановилась, а намертво встала. И оказалось, что и музыканты, и любители музыки вдруг лишились того, что раньше, может быть, и недостаточно ценили. Как говорится: «что имеем — не храним, потерявши — плачем».

Вот тут-то мы и вспомнили, что живём в век «цифры» и Ютуба. А вспомнив, пришли к идее играть и записывать игру на видео не в концертном зале, а дома у музыкантов. И у нас всё получилось! Друзья-музыканты — Почётные члены Общества, наши бывшие стипендиаты, коллеги, с которыми в прошлом неоднократно работали, — с радостью откликнулись на предложение, и в период с 6 июля по 11 сентября состоялось ровно 50 трансляций, в которых приняли участие 28 артистов — пианистов, скрипачей, виолончелистов и вокалистов, — исполнивших в общей сложности 156 различных сочинений.

Успех этого начинания превзошёл все наши ожидания. Достаточно сказать, что эти видеотрансляции посмотрело более 20 тысяч человек, многие из которых откликнулись восторженными комментариями. Главное же заключалось в том, что в этих видео домашнего музицирования неожиданно проявилось что-то очень доброе, интимное, нечасто встречающееся в публичных концертах. Да и съёмка не из зала, а с двухметрового расстояния давала возможность увидеть процесс исполнения из положения, которое можно охарактеризовать как «в гостях у артиста».

Помимо сайта Общества и канала Общества в Ютубе, ссылки на программы были поставлены и в социальных сетях — Фэйсбуке и ВКонтакте. Кстати, на Ютубе они стоят и сейчас, и желающие могут их посмотреть и послушать в любое время.

— Последует ли продолжение этой акции Филармонического общества?

— Обязательно! Практика подобных концертов будет продолжена. Но теперь мы будем просить исполнять не только то, что хочет исполнитель, но и то, что нам кажется необходимым. Например, сочинения, входящие в репертуар музыкальных школ и училищ; тематические подборки из выдающихся циклических сочинений; панорамные обзоры новой музыки. Но не только это. Мы уже начали готовить два новых цикла своеобразных видеолекций-концертов. Первый из них — «Джазовые портреты» — к нашей большой радости согласился вести патриарх российского джаза Владимир Борисович Фейертаг. Второй — возможно, он будет называться «Беседы о музыке» — поведёт известный московский музыковед Артём Михайлович Варгафтик. В общем, коронавирусная пандемия подтолкнула нас к новым формам работы. Кстати, все концерты нынешней «Серебряной лиры» также будут записаны и выложены на нашем сайте и на нашем канале в Ютубе.

— А какие записи вам довелось послушать в период самоизоляции?

Поскольку по консерваторскому образованию я пианист, то и интересы мои преимущественно фортепианные. Мне посчастливилось послушать неизвестные мне архивные записи Иосифа Гофмана и Владимира Горовица. Большое впечатление получил и от записей Михаила Плетнёва. Он не только дирижёр и композитор, он ещё и гениальный пианист. Ну, и, как всегда, не прохожу мимо записей потрясающего скрипача Давида Ойстраха. Вот уж действительно эталон вкуса и инструментального мастерства.

— «Серебряной лире» уже больше десяти лет. Какие концерты прошлых фестивалей запомнились вам лично?

— Трудно ответить на этот вопрос. Каждый концерт памятен. Но, пожалуй, в первую очередь назову заключительный концерт первого фестиваля под названием «Маленький музыкальный кошмар в Большом зале Филармонии», в котором всех поразили блистательные музыкальные эксцентрики Алексей Игудесман и Ричард Янг-Ки Джу. Остались в памяти выступления пианистов Давида Фрая, Фазиля Сая, Полины Осетинской. Невозможно забыть концерты Венецианского барочного ансамбля и немецкого ансамбля “L’Arte del Mondo”, французского квартета “Modigliani” и французского арфиста Ксавье де Местра, струнных квартетов “Faure” (Германия) и “Hugo Wolf” (Австрия). Запомнилась и итальянская певица Роберта Мамели. Все удачные концерты прошлых фестивалей перечислить едва ли возможно.

— А было ли такое, чтобы кого-то из наших музыкантов заметили благодаря вашему фестивалю и пригласили в Европу или Америку?

— Нет, такого не было. Многих наших музыкантов западные импресарио ценят и без нашей помощи. Но надеемся, что подобные вещи ещё впереди. Было другое: ряд западных артистов, участвовавших в наших фестивалях, были приглашены выступить в концертах Санкт-Петербургской филармонии — это и скрипач Юлиан Рахлин, и уже упоминавшиеся арфист Ксавье де Местр и пианист Давид Фрай, и английский вокальный секстет “King’s Singers”, и квартет саксофонов из Германии “Signum”. Для нас это большая честь.

— Сколько примерно концертов в год проводит Филармоническое общество?

— Как правило, больше двадцати. К примеру, в этом календарном году в оставшиеся три месяца, мы проведём одиннадцать концертов: 26 октября — концерт, посвящённый 210-летию Роберта Шумана; 30 октября откроется «Серебряная лира» — ещё восемь концертов; 19 ноября — концерт-приношение Петру Ильичу Чайковскому, 9 декабря — концерт-марафон в честь 210-летия Фридерика Шопена.

Число концертов зависит от финансирования. Нас поддерживает Комитет по культуре, но всё-таки без спонсорской помощи работать очень трудно. Когда ушёл из жизни Андрей Петров, много лет возглавлявший Филармоническое общество, прежние спонсоры мне прямо сказали: «Вы, Борис, хороший парень, но вы ведь не Петров». И отказались нас поддерживать. А новых постоянных спонсоров найти пока не удается.

— Сколько же членов сегодня насчитывает Филармоническое общество?

— Чуть больше 500 действительных, и 40 Почётных членов. К сожалению, многим из наших членов уже за 80, ибо вступали они в Общество почти 30 лет тому назад. То был костяк филармонических завсегдатаев, истинных любителей и ценителей академического музыкального искусства. Сегодня таких преданных музыке слушателей стало гораздо меньше, но мы надеемся, что со временем их число увеличится. В том числе и с нашей помощью.

— И последний вопрос. Есть ли у вас мечта, которую бы вы хотели превратить в реальность?

Мне бы очень хотелось возродить существовавший в течение ряда прошлых лет институт стипендиатов Общества. Из их числа вышли такие уже известные артисты как Мирослав Култышев и Илья Грингольц, Александра Коробкина и Екатерина Фролова, Дмитрий Ганенко и Елизавета Украинская. Помогать одарённым детям — одна из главных задач Общества. Ведь хорошо известно: чем чаще талантливый ребёнок выходит на большую концертную эстраду — а это именно то, что может обеспечить Общество, — тем больше вероятность его успешного профессионального становления и развития. Но без материальной поддержки это совершенно невозможно. Несколько лет тому назад мы выиграли Президентский грант и вновь повели работу с одарёнными детьми. Но, к сожалению, срок гранта ограничился лишь одним годом, хотя понятно, что подобная работа должна вестись многие годы без остановки.

Интервью: Полина Виноградова
Фото:

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "Серебряный свет в своей шкатулке"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.