Вещь без приданого

вещь

Очередной премьерный показ спектакля «Вещь» режиссёра Андрея Сидельникова состоялся 8 октября в театре «Суббота».

«Вещь» поставлена по пьесе А. Островского «Бесприданница» с практически полным соответствием оригинальному сюжету и тексту, но в современной обёртке. Главный режиссёр «Субботы» Андрей Сидельников очень удачно поместил сюжет пьесы в реальную жизнь, благодаря чему и без того вполне понятная история стала восприниматься ещё проще. К сожалению, многим она может показаться жизненной.

Все серьёзные люди — бизнесмены, те, что при деньгах или делают такой вид — носят чёрные очки и деловые костюмы. Эта отличительная черта зачастую помогает неплохо прятать лицо. Тёмных очков не носит лишь одна девушка. Хоть с малых лет она и общается с состоятельными молодыми людьми, семья её не обладает огромным достатком, себя и дочь обеспечивает мать девушки Харита Игнатьевна. А как обеспечивает и каким способом — это уже никого не касается. Возможно, продажей духов, а может — и нет.

Много богатых и успешных людей бывало в гостях у этой семьи. С Ларисой, главной героиней, легко и интересно общаться, но она понимает, что относятся к ней просто как к украшению. Как к интересной игрушке, которой можно хвастаться, которую можно любить. Но по-своему, конечно же.

Любила ли Лариса? Да. Такого мужчину, которого сейчас назвали бы харизматичным и интересным молодым человеком. На молодёжных тусовках такие сразу находят своё место среди других интересных юношей и пользуются большим вниманием девушек, иногда бывают несколько безрассудны. Наш же герой ещё и богат. Пусть он и питал интерес к Ларисе, пусть его симпатия и была взаимна, Сергей Сергеевич Паратов внезапно пропал на несколько лет, чтобы объявиться сейчас, когда девушка уже выходит замуж за простого работящего мужчину со средним достатком, совершенно не соответствующего ей. Героиня честна, и новоиспечённый жених знает, что ему повезло, поскольку тем самым первым встречным, за которого девушки выходят в отчаянии, оказался он — Юлий Капитоныч Карандышев. «Я только собираюсь Вас полюбить», — искренне признаётся Лариса, но какая ему разница? Главное, что свадьба будет, главное, весь город видит, что первая красавица теперь его, что он не зря её добивался. А пока Карандышев беззаботно счастлив, мать предлагает Ларисе принять дорогой, но скверный подарок. Обе стороны понимают, что если уж и принимать, то хоть где-то в глубине души, но будет жить маленькая кроха стыда. Или не маленькая. Девушке это не нужно.

Ларисины просьбы о скорейшем отъезде из города не слышит никто, её в принципе не слышат. Известие о приезде её прежнего предмета обожания радуют, но приходится спуститься с небес на землю, узнав, что Сергей тоже уже обручён. Это не мешает ей вспомнить всё, снова начать чувствовать хоть что-то, это не мешает ему снова побыть совсем близко к столь прекрасной девушке, сделать множество её фотографий и видеозаписей. Которые он удалит, после того, как позовёт с собой, предложит сбежать после праздничного застолья по поводу помолвки девушки. Она согласится, ведь мужчина красив, интересен, умён, даже не важно, что он богат. Важно чувствовать хоть что-то. Любить или быть любимой? Всё вместе, но гораздо интереснее снова чувствовать это замирание сердца при звуке его голоса, снова ловить в своих снах очертания его лица, вспоминать запах духов… Вот что нужно. И многое можно отдать за это. Но всё имеет свою цену.

После дня и ночи, проведённых вместе вдали от мужа Ларисы, её семьи и прочих, Сергей обманывает её, оставляет без всего, с одним подвенечным платьем в чемодане, улетая в Париж без девушки. Просто это невыгодно — гораздо выгоднее удачно жениться на красавице с большим приданым. Лариса же кроме своей любви дать ничего не может. Один из богатых немолодых друзей её семьи предлагает ей свои услуги, выполнение всех её желаний в обмен на её присутствие рядом, что будет его несомненно радовать. Прими тот самый дорогой подарок и стань вещью, предметом собственности. У тебя будет всё, но чувств, любви, самой себя, наконец, у тебя не будет.

Лариса убивает себя. Это логичный исход «Бесприданницы». В то время, возвратись она к мужу, что готов был её простить, позор закрепился бы на всю жизнь, все в городе беспрестанно толковали бы об этом. Сейчас же вопрос «Быть или не быть?» приобретает более личный оттенок. А сможешь ли ты сама простить себе слабость, предательство человека, который, может, и не имеет множество заслуг, но хоть одно достоинство у него есть — он любит тебя? Да, можно понять эту слабость, это желание просто жить сердцем, но можно ли простить себе его последствия? Главная героиня сделала выбор в сторону чести. Она была вещью всю жизнь, пусть и против воли — без права выбора. Она радовала мужчин своим умом, пением, разговорами, но никто не хотел увидеть в ней что-то настоящее: «Вы все себя любите, а когда меня будет кто-то любить?». Вещью она и умирает, решившись на суицид. И то самое богатое окружение, те, кто носит очки и костюмы, будут огорчаться, — но не из-за неё самой, а лишь из-за её отсутствия.

Хоть диалоги спектакля и представляют собой отрывистые фразы из оригинальной пьесы, произносящиеся без излишнего выражения, они всё равно заставляют ощущать спектакль каждой своей клеточкой. «Вещь» — яркая и громкая постановка, но и безумно чувственная. Все современные добавления не выбиваются из общей картины, даже яркие красные лампы только добавляют атмосферы. «Вещь» и заинтересовывает, и смешит в нужный момент, но это вовсе не лишнее, наоборот. Те, кто не знакомы с оригинальным сюжетом, хоть в глубине души, но будут искренне желать счастья Ларисе, поддерживать её стремление быть с Сергеем, чтобы потом разочароваться в нём и воспылать праведным гневом. Актёры смогли добиться самого главного — они заставили чувствовать.

К сожалению, я действительно довольно часто вижу, как девушек выбирают словно книгу в библиотеке, судя просто по обложке, примерному описанию. Тебе не нужен человек — тебе нужна женщина как нечто красивое, приятное рядом. Так и выбираешь себе лучшую по «краткому содержанию» в виде анкеты на сайте знакомств. А потом заключаешь некий бартер. Вот только условия, которые не обговариваются, могут быть очень невыгодны. Что даст она тебе? А что сможешь дать ты? А когда уже можно будет чувствовать хоть что-то? И сможет ли она жить дальше, если ты дочитаешь до конца и оставишь на скамейке в парке? И это не только о физической смерти — ведь есть же мёртвые, которые считают себя живыми только потому, что видят своё дыхание на морозе.

«…Не все люди могут любить, потому что любовь — это такой же талант, как художество или наука».

Вениамин Каверин, «Открытая книга».

Текст: Алиса Витковская
Фото: пресс-служба театра «Суббота»

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "Вещь без приданого"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.