Вратарь МХК «Динамо СПб» Макар Чуфаров в интервью Охтинскому пресс-центру рассказал о предсезонных сборах, специфике игры в воротах и роли тренера в жизни спортсмена.
— Многие говорят, что быть вратарём — призвание. Макар, почему же ты выбрал вратарский путь?
— Это произошло как-то спонтанно: в детстве мне понравилось играть в воротах. Потом уже и тренеры решили меня ставить на игры, выдали форму. Вот так я и очутился на позиции вратаря.
— Боялся ли ты когда-нибудь летящей в тебя шайбы?
— Нет, такого никогда не было.
— Какой самый неудобный бросок для вратаря?
— Я думаю, что это бросок с неудобной руки.
— У тебя более трёх тысяч игровых минут за прошлый сезон. Доволен своим временем на площадке?
— Конечно, доволен.
— Но всё-таки несколько игр регулярного чемпионата ты пропустил, и в воротах играли другие ребята. Как ты оценишь конкуренцию среди вратарей в клубе?
— Конкуренция есть всегда. Если у тебя довольно много игрового времени в МХЛ, то ты уже должен стараться конкурировать с вратарями ВХЛ и пробиваться в состав основной команды.
— У многих вратарей есть свои приметы. Например, вратарь футбольного «Спартака» Артём Ребров перед началом каждой игры обнимает и целует штанги. А у тебя есть приметы?
— Это, скорее, не приметы, а ритуал на удачу. Он есть у каждого вратаря.
— А что лично ты делаешь? Может быть, день начинаешь по-особенному?
— Лично я абстрагируюсь, стараюсь не забивать голову ненужными мыслями. Не расплёскиваю эмоции — все они нужны на игре.
— В детстве бывали мысли о том, чтобы закончить с хоккеем?
— Мысли проскакивали, но не так, чтобы серьёзно. Несколько раз сгоряча было и всё.
— Чем кроме хоккея ты увлекаешься?
— В детстве, лет до десяти, я увлекался плаванием, а сейчас кроме хоккея ничего нет. (улыбается)
— Если бы не хоккей, то кем бы ты стал?
— Хотел стать врачом-хирургом, туда метил.
— Какие цели ставишь перед собой?
— Я хочу добиться как можно более высоких позиций.
— У тебя есть трофей, который ты мечтаешь выиграть?
— У всех хоккеистов это один и тот же трофей — Кубок Стэнли.
— Что делаешь для того, чтобы развиваться и достигать этих целей?
— Тут только один верный путь — это труд. Любой успех состоит из девяноста девяти процентов труда и лишь одного процента таланта и удачи. Тут только труд.
— У тебя есть кумиры среди вратарей?
— Нет, кумира у меня нет.
— Бывший вратарь основного «Динамо» Антон Тодыков старался перенять от каждого вратаря по чуть-чуть. Ты так когда-нибудь делал?
— У каждого вратаря свой стиль. Кто-то играет больше на ногах, кто-то — больше сидя. Всё зависит от габаритов человека. Например, Антон может играть больше на коленях, так как он очень высокий. Кому-то удобнее играть смешанным стилем. Это всё индивидуально.
— Несколько команд МХЛ уже провели первые предсезонные матчи. А у тебя есть желание сыграть, ведь хоккея не было с марта?
— У меня есть огромное желание сыграть. Впервые у нас был такой длинный перерыв. Поэтому уже очень хочется снова прочувствовать игровую атмосферу.
— Сборы вашей команды идут уже несколько недель, но ты сейчас занимаешься с основной командой. Как проходят тренировки и отличаются ли они от тренировок в молодёжной команде?
— Сборы проходят отлично. Эти тренировки, конечно, отличаются. В основной команде более кропотливый подход, больше уделяется внимание мелочам и тонким техническим моментам. Присутствует огромное количество новых упражнений на те мышцы, которые мало задействованы.
— Насколько участие в сборах с основной командой важный для тебя шаг в плане вызова в ВХЛ на игры регулярного чемпионата?
— Я сомневаюсь, что это произойдёт в ближайшем сезоне, потому что ещё год мне осталось играть в МХЛ. Конечно, если поднимут сыграть в ВХЛ, это будет для меня новый уровень игровой практики и мастерства. Это будет некий «апгрейд».
— Для отработки реакции существуют занятия с белыми шайбами. У тебя был опыт таких занятий?
— Да, такой опыт был.
— Чем такие тренировки отличаются от занятий с чёрными шайбами?
— Черную шайбу видно с самого начала, а белую — только когда она отрывается ото льда. Поэтому остаётся меньше времени на то, чтобы отбить бросок.
— Тебе понравилось так работать?
— Раз в неделю можно. (смеётся)
— Есть утверждение, что вратарю удобнее, когда у него постоянно есть работа в матче. Это действительно так?
— Абсолютно! Когда у тебя есть работа, ты постоянно в тонусе. Иногда бывает так, что твоя команда весь матч находится в атаке, велик шанс нарваться на контратаку. В такой ситуации ты стоишь холодный, и можно пропустить гол. Поэтому всю игру себя надо поддерживать в тонусе и в любой момент ждать атаки.
— Чувствуешь волнение перед важными матчами?
— Естественно, в самом начале карьеры такое было. Сейчас — скорее, нет.
— Какой матч в прошлом сезоне был самым важным для тебя лично?
— Трудно выделить матч, который был бы важен лично. Все матчи важны, поэтому нет такого понятия — «лично». Я помню каждый свой матч, который сыграл, но особенный выделить не могу.
— У тебя лучший показатель по «сухим» играм. Как удаётся так часто оставлять ворота в неприкосновенности?
— Это происходит благодаря тому, что мне помогает команда. Если взять каждый матч и посмотреть статистику, то там будет больше десяти блокированных бросков.
— Какой игровой момент приносит вратарю больше всего стресса: выход «1 в 0», буллит или меньшинство «3 на 5»?
— Стресса как такового нет ни в одном из этих эпизодов. Действительно важна вероятность пропущенной шайбы. У каждого вратаря это индивидуально: у кого-то хуже буллит, у кого-то — «1 в 0». В этих моментах присутствуют абсолютно разные факторы. Когда игрок исполняет буллит, то он один, его никто не торопит, а при выходе «1 в 0» игрок скорее бросит, чем начнёт обыгрывать, потому что его догоняют и уже палки в ноги суют. Меньшинство «3 на 5» сложно тем, что надо выбрать правильную расстановку, подсказать партнёрам.
Немалую роль играет и настрой игроков. Если он играет в пол-ноги и не ложится под шайбу в том же меньшинстве, то он, скорее всего, в команде ненадолго задержится.
— Во время матча ты думаешь только об игре или иногда в голову лезут посторонние мысли?
— В голове только игра. Но бывают случаи, когда мелодия в паузе заедает: потом она у тебя весь матч в голове и играет.
— Это как-то мешает или совершенно не влияет на игру?
— Нет, не мешает. Когда партнёры из твоей зоны выводят шайбу и переходят в атаку, то ты стоишь, музыка у тебя в голове играет. Но как только шайба обратно красную линию пересекает, то мгновенно мелодия куда-то исчезает, ты её забываешь и играешь дальше.
— Бывали случаи, когда игроки команды соперника хвалили тебя за сейв?
— С каждым годом, начиная со СДЮШОР, круг людей сужается, и ты практически каждого уже знаешь. Из «Витязя» много парней, которых я знаю. Почти во всех командах есть и знакомые, и друзья. После игры мы можем пообсуждать, поблагодарить друг друга. Так делаем с Пашей Елизаровым из «Тайфуна», в том же чеховском «Витязе» есть такие ребята. Я их могу похвалить и сказать, что хорошо разыграли и порвали меня, и они, наоборот, могут похвалить. Например, Захар Бардаков мне один раз сказал, что семь раз бросил, но ни одного не забил.
— В команду пришёл новый главный тренер. Ожидаешь от него серьёзных изменений в тактике по сравнению с прошлым сезоном? Или смена главного тренера касается вратарей в последнюю очередь, у них своя служба?
— Смена главного тренера коснётся и вратарей. Вратари точно также связаны с командой, потому что они должны подсказывать игрокам. Для того, чтобы подсказать, ты должен знать тактику. У тренера есть определённое требование при выходе «3 в 2», и ты должен правильно подсказать. Если в атаке парни заигрываются, то нужно кричать и говорить, чтобы кто-то обязательно остался на вершине. Также, если тренер говорит третьему играть глубже, значит, ты не кричишь, а если говорит оставаться на вершине, то ты должен подсказать. Серьёзных изменений в тактике не будет, потому что мы уже работали с Кириллом Сергеевичем Алексеевым. Мы с ним знакомы уже давно.
— Как ты считаешь, какую роль в жизни спортсмена, да и просто в жизни человека играет тренер?
— Я считаю, что тренер играет огромную роль. От тренера ты получаешь определённую поддержку, а когда он в тебе уверен, то тебе самому становится легче играть. Поэтому контакт с тренером очень важен.
— У тебя сейчас белый шлем. Есть желание раскрасить его?
— Я считаю, когда ты играешь на уровне МХЛ или ВХЛ, это не суперважно. А когда ты играешь в КХЛ или НХЛ, там уже можно. А сейчас белый и белый, ничего в этом такого нет.
— Ты порекомендовал к просмотру фильм «Фантомас». Какие фильмы кроме него ты предпочитаешь?
— Любые. Где-то можно и хоррор посмотреть, где-то можно и боевик. Я уже раз пять пересмотрел фильм «1+1». Очень много хороших фильмов, сериалов. Вот недавно я закончил смотреть сериал «Почему женщины убивают». В нём десять часовых серий. Там интересный запутанный сюжет и непонятно, что произойдёт дальше.
— То есть, одного любимого жанра у тебя нет?
— Нет, такого нет. Где-то можно посмеяться, где-то — побояться.
— А кто из актёров тебе больше всего нравится?
— Актёров много. Например, Джим Керри, это просто легенда. Из фильма «1+1» Омар Си мне тоже нравится. Хороших актёров очень много, это не зависит от качества фильма.
Интервью: Дмитрий Некрасов
Фото: пресс-служба ХК «Динамо СПб»
Прокомментируйте первым "Макар Чуфаров: «Если меня поднимут в ВХЛ, будет “апгрейд”»"