Два плесневелых города, стекло и те самые

коробочке

В июле на фестивале «Точка доступа» прошли онлайн-показы «Спектакля в коробочке».

коробочкеСразу стоит признаться: я из тех людей, которые к онлайн-спектаклям относятся скептически, возможно, даже с пренебрежением, но прекрасно понимают, что в наше время это единственный выход для всех.

«Спектакль в коробочке» от художественной лаборатории «Вокруг да около» отлично вписался в новый формат театральной жизни. Содержательная суть спектакля основана на звуке, а не на визуализации, а это значит, что, переходя по ссылке на сайт-карту «упакованного» спектакля, вы имеете все шансы его прочувствовать. Главное — не забывайте про наушники, ведь звук в данной постановке воспроизводится в трёхмерном формате, что дарит зрителю, а точнее — слушателю эффект присутствия. Звук будто течёт у вас внутри головы, заглушая мысли, перекатывается шероховатым стеклянным шариком по такой же прозрачной неровной поверхности, шелестит камышом у заросшего озерца, в котором, судя по слухам и поверьям, водятся русалки, шумит голосами оживлённой венецианской улицы… Только постарайтесь не уснуть: АСМР-эффект спектакля всерьёз успокаивает, да и в целом чёткого действия нет — есть расплывающаяся история звуков.

Создатели спектакля предлагают два варианта его прохождения: в свободном режиме или по уже проложенному пути. Если хотите принять более значимое участие в спектакле, то лучше выбрать второй вариант: спектакль будет уже собран за вас, его останется только распаковать. Это не значит, что вы что-то рассмотрите под другим углом или, не дай боже, пропустите. Просто режиссёры выбрали такие тропы, которые перемешивают звуки и темы между собой, но связующая нить ещё видна. Возможны разные мнения о связи между основными темами: культура современной Венеции и Санкт-Петербург 1920-х, представленный «Дневником Кости Рябцева» авторства Николая Огнева. Это, пожалуй, и есть две основные тропки спектакля, а можно ли их объединить? И да, и нет.

На первый взгляд два города представлены совершенно по-разному, даже исторические периоды разнятся. Но, как и любой житель дождливого города, я уже давно привыкла к выражению «Северная Венеция», толком не задумываясь о смысле этих слов. Подумаешь, архитектура похожа и каналов много… Оказалось, сходства на этом не заканчиваются. Плесень — один из объектов, которые объединяют два разлагающихся города-раритета. Она обволакивает дома, селится в укромных уголках квартир, проникает с воздухом в лёгкие.

коробочкеЧто касаемо разложения, то я уверена: найдутся люди, которые будут яро обосновывать рост и прогресс серого многомиллионного города. На что я могу лишь горько усмехнуться — погуляйте по дворам в центре, там вы найдёте много старинных домов в аварийном состоянии, брошенных и никому не нужных. Мне всегда их искренне жаль. Зеркальные гиганты — вот наше будущее, но мне больше по душе эти отживающие своё развалины. Вот где сердце города — оно затянуто болотно-зелёной строительной сеткой. Но лучше не вглядываться в зияющие чёрные окна — можно увидеть тех, кто предпочитают оставаться незамеченными. «Спектакль в коробочке» пронизан мистикой. Этим города тоже похожи, только многие предпочитают в это не верить. Пусть так. Только всё же будьте аккуратнее в заброшенных домах и у воды — русалки чудесно поют, но у них острые зубы.

Спектакль доверительно нашёптывает истории на ушко, каждый подмечает для себя что-то особенное. Безусловно, города даже на слух производят различное впечатление, помогая вам рисовать образы в голове. Честно скажу: никогда не была в Венеции, но воображение у меня хорошее. Так что, мысленно перемещаясь между главами спектакля, я без труда рисую себе звенящие от ветра стеклянные подвески на дверях, образы людей, домов, улиц, освещённых теплым ярким солнцем; после чего меня сразу перебрасывает в измождённый после войны Петербург, а точнее — в школу, где можно узнать чуть больше о жизни и учёбе глазами подростка. И когда на экране появляется вопрос: «Хотели бы вы стать призраком?», в голове бьётся мысль: «Я уже призрак. И мне нравится». «Спектакль в коробочке» — отличный шанс хотя бы на один час и сорок минут стать призраком и послушать. Можно погрузиться в звуковые волны полностью, прочувствовать каждый шорох, подслушать разговоры венецианцев, рассуждать с юным Костей о Дальтон-плане… Да много чего. Совершенно безнаказанно и анонимно.

Текст: Алиса Витковская
Фото: скриншоты из спектакля

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "Два плесневелых города, стекло и те самые"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.