Антон Тодыков: «Вратарская статистика — это проекция командной игры»

Тодыков

Вратарь выступающего в ВХЛ питерского «Динамо» Антон Тодыков подвёл итоги сезона, рассказал о дебюте в КХЛ и поделился планами на будущее.

Тодыков— Антон, подведите, пожалуйста, несколько главных итогов этого сезона для «Динамо» и для себя лично.

— Этот сезон прошёл после определённого перестроения команды: как кадрового, так и тренерского состава. И если в целом оценивать сезон, то он был хороший, позитивный. У нас не было продолжительных проигрышных серий, была долгая серия, состоящая из побед, которая всем запомнилась.

Но конкретные итоги сезона подвести трудно, потому что мы знаем, какая сложилась ситуация во всём мире. Исходя из этого, итогов как таковых я назвать не могу. Мы вышли в плей-офф, прошли первый раунд и в общем-то для нас это был хороший сезон.

— Вы участвовали в первом матче МХЛ. В чём различия игры против молодых парней и игроков в ВХЛ?

— В то время, когда я выступал в МХЛ, структура этой лиги была чуть иной, игроки были чуть старше. Разница состоит в скорости мысли и принятия решений. В «Вышке» всё делается немного быстрее.

— Сейчас Вы следите за развитием событий в «молодёжке»?

— Если честно, то за МХЛ не особо слежу. Разве что поверхностно.

Тодыков— В одном из прошлых своих интервью Вы говорили, что по приезду в Америку у Вас были некоторые проблемы со знанием английского, но потом они закончились. Вы специально самостоятельно сидели и занимались или научились языку со временем?

— По факту я приехал в Америку с несколькими классами школьного английского и когда оказался там, то понял, что это никуда не годится. Но хорошо, что хоть какое-то понимание у меня было. Отдельно взятые фразы я мог улавливать. В Америке я попал в среду, где вообще не было русского языка в радиусе ста километров. Понимание этого позволило мне довольно быстро адаптироваться, и за первый год я выучил английский на восемьдесят процентов больше, чем за четыре года в школе.

— Играя в американской лиге, Вы признавались лучшим вратарём сезона. Как Вы отнеслись к такому признанию?

— Позитивно, это в любом случае приятно. Но после того, как тебя признали лучшим, проходит два дня, и всё это выветривается, забывается. И ты дальше живёшь сегодняшним днём, готовишься к следующему сезону. Поэтому ничего сверхъестественного в этом я не вижу.

ТодыковУ Вас есть опыт игры в КХЛ, это совершенно другая лига. Насколько тот выход на лёд в составе «Витязя» был для Вас важен в психологическом плане?

— Мой дебют в КХЛ случился довольно-таки спонтанно. Конкретно на ту игру меня ставить не планировали. В команде началась эпидемия — много игроков заболело, в том числе и вратари. Я узнал о том, что место в воротах моё, буквально за пару часов до старта игры. По факту у меня просто не осталось времени, чтобы разволноваться. Конечно, небольшое волнение присутствовало, но оно пропало уже на разминке. Когда я выходил на лёд, то чувствовал себя спокойно и уверенно. Безусловно, этот дебют запомнился, потому что он был для меня важен. Я долгое время пробивался в эту лигу и очень хотел заиграть на этом уровне.

— Вы выступали в Казахстане. Опыт игры в том чемпионате помогает Вам найти особый подход к матчам в ВХЛ против команд из этой страны?

— Я бы не сказал, что казахстанский хоккей сильно чем-то отличается. Вышка и Чемпионат Казахстана очень похожи. Поэтому здесь я не вижу особых преимуществ в том, что я играл в Казахстане.

— Приходя во многие клубы, Вы за короткий срок становились первым номером. Какие личные качества помогают Вам раскрываться в новой команде?

— Я никогда не прихожу в команду с целью стать именно первым номером. Я прихожу в команду, чтобы как можно больше играть и получать удовольствие от игры. Если ты получаешь удовольствие от игры, то результат приходит сам собой. Единственным исключением был подольский «Витязь», где мне так и не удалось пробиться на ведущую роль. А вообще это происходит так: ты работаешь, развиваешься, играешь, а там уже тренерам решать.

Тодыков— В прошлом сезоне в выездном матче против «Зауралья» Вы получили удаление до конца игры. Стоит отметить, что это единственное Ваше крупное удаление. Что произошло?

— Я хорошо помню ту игру. У нас был довольно-таки тяжёлый выезд, и мы вышли на игру не совсем готовые. Буквально за первые десять минут у наших ворот возникло несколько голевых моментов, но у нас самих ничего не получалось. И после второго пропущенного гола я решил сделать всё, что от меня зависит, — решил поменять игровую шайбу, выкинул её за пределы игровой площадки. Ко мне потом подъехал судья и сказал, что я мог отдать ему, а он поменял бы. Я ему ответил: что сделано, то сделано. Конечно, пришлось выписать мне большой штраф. Но ничего сверхъестественного там не происходило, я ничего не ломал. Это был просто такой экстравагантный ход, попытка переломить ход матча.

— Какие у Вас были чувства на душе после той игры, ведь «Динамо» тогда крупно проиграло?

— В профессиональном спорте, в игровых видах, когда идёт долгий сезон, важно быстро забывать победы, быстро оправляться от поражений. Поэтому для моего психологического состояния абсолютно неважно, проиграли мы вчера или выиграли. Состояние должно выйти в ноль, снова стать ровным для того, чтобы двигаться дальше.

— Когда Вы были в составе «Витязя», то вместе с командой приезжали в Питер на игру против «Динамо». В каком состоянии «Витязь» подходил к этой игре, ведь вообще-то матч был выставочный?

— На самом деле, было немного иначе. Когда «Витязь» приезжал играть тот самый матч, я находился в составе «Динамо». Меня по сути дела перевели непосредственно на игру, чтобы я сыграл за «Витязь». Я просто не успел что-то там рассмотреть в команде, я просто перенёс форму из одной раздевалки в другую, переоделся, вышел на лёд, а потом собрал форму и опять отнёс в раздевалку «Динамо».

Тодыков— Вратари люди очень суеверные. У Вас есть личный особый ритуал, который Вы совершаете в день игры?

— Я на ритуалах сильно не закручен. У меня есть некоторые традиции, которые идут с самого детства, но они действуют сами собой, ты на них уже не заостряешь внимание. А паранойи на выполнение каких-то особых суеверий у меня нет.

— В ноябре у вашей команды игры были только против «Динамо» Тверь и «СКА-Невы». Как Вы относитесь к большому количеству игр против всего двух команд?

— Календарь составлен, не нам его выбирать. С кем нам сказали, с теми и будем играть. Конечно, не совсем правильно, когда в течение месяца ты играешь всего с одной-двумя командами. Было бы лучше, если бы такие игры были распределены по всему сезону. Маленькая несправедливость в том, что на эти четыре игры кому-то достаётся соперник послабее, а кому-то — посильнее. А так мы не жалуемся.

— Какой матч из Вашей игровой карьеры Вы чаще всего вспоминаете?

— Из матчей на взрослом уровне мне особо ничего не запоминается, так как есть хорошие матчи, а есть плохие. Но я помню одни матч, который был давным-давно. Этот матч был не официальный, он был выставочный. Мне тогда было где-то 15–16 лет. К нам приехала готовиться сборная России до шестнадцати лет. Я отыграл в воротах половину игры. Это был мой лучший матч, я тогда чуть ли не на ушах стоял. Но он был неофициальный, нигде сводок о нём уже не найти. Поэтому он останется лишь в моей памяти.

Тодыков— В хоккее полевые игроки могут меняться во время матча. А каково это — находиться на площадке весь матч?

— Это суть вратарской профессии: рассчитать силы, сохранить концентрацию, психологический настрой на протяжении всего матча. Это просто издержки профессии. Было бы некорректно сравнивать полевых игроков и вратаря.

— В этом сезоне количество игр среди вратарей в «Динамо» распределяется поровну. Как Вы относитесь к такой системе?

— Исходя из результатов этого сезона, я доволен. Команда очень много побеждала. Все вратари были в форме, с определённой игровой практикой. Никто не уставал, не загонялся. В этом плане сезон прошёл на ура, поэтому такое тренерское решение можно только одобрить.

Вы с Денисом Синягиным даёте советы друг другу? Может быть, подсказываете что-то по ходу игры?

— По ходу игры редко бывает момент, когда можно что-то подсказать. А после матча мы иногда можем обсудить какие-то шайбы, задать друг другу определённые вопросы. Это присутствует, но в меру.

Тодыков С этого сезона на домашней арене «Динамо» установлена канадская площадка. Возникли ли какие-то трудности в связи с переходом на другой формат коробки?

— Непосредственных неудобств в связи с переходом мы не заметили. Единственный момент — это когда ты с канадки приезжаешь к кому-то играть на большую, классическую площадку, так называемые «аэродромы». Иногда ребятам было трудно перестраиваться, но это такие мелочи, которые сглаживаются по ходу игры, поэтому не могу сказать ничего плохого про любую из площадок. Что есть, то есть.

Долгое время «Динамо» лидировало в гонке за кубок Шёлкового Пути, но в итоге «Звезда» обогнала вас на одно очко. Чего не хватило для того, чтобы взять этот кубок?

— Если посмотреть на весь сезон в разрезе, то есть такие матчи, в которых одно-два очка мы могли забирать. Бывает, ведёшь по многим параметрам, но в итоге проигрываешь. Но такие случаи бывают у всех. Я не думаю, что у «Звезды» сезон прошёл вообще без неоправданных потерь. В конце сезона у нас был стыковой матч со «Звездой», в котором мы уступили. Мне кажется, что именно он решил распределение мест в регулярке.

— У Вас есть кумир среди вратарей?

— Кумира нет, но есть собирательный образ. От этого я это взял, в этом мне это нравится, но определённого одного кумира нет.

— А из каких вратарей состоит Ваш образ?

— Тут могут быть имена как маститые: Василевский, Бобровский, могут быть довольно старые легенды: Гашек, Бродер. Но также я смотрю что-то и у ребят которые вокруг меня, с кем я раньше играл, встречался на сборах. В каждом есть крупинка, которую можно рассмотреть и перенять.

Тодыков— У Вас первое место в лиге по коэффициенту надежности. Благодаря чему Вам удаётся пропускать так редко?

— Вратарская статистика — это, прежде всего, проекция командной игры, в том числе и в обороне. Статистика вратаря в любом случае прямо пропорциональна игре команды в обороне. Это касается и нападающих, и защитников, то есть каждый игрок вносит лепту в оборону и без хорошей тактической подготовки, без самоотдачи ребят, без выполнения игрового задания вратарская статистика не может быть очень хорошей по определению. Поэтому вратарь лишь подводит черту под этими действиями всей команды, но не более.

— Какое значение Вы придаёте коэффициенту надёжности?

— Для меня этот показатель является отражением того, как хорошо играет моя команда. Принимать вратарскую статистику на личный счёт я не очень люблю. Да, она есть, пусть радует глаз, но отталкиваться от неё я не собираюсь.

— Серию с «Горняком» вы завершили со счётом 4:1, проиграв лишь первый матч. Почему не удалось начать серию с победы, ведь ваша команда была выше классом?

— В плей-офф другая психологическая нагрузка. Мне сейчас трудно будет найти какую-то конкретную причину, тут, скорее всего, ряд определённых факторов, которые повлияли на стартовый матч. Но, тем не менее, серия показала, что ребята смогли справиться со всеми проблемами и показать свой лучший хоккей. Насчёт того, что мы были заведомо лучше классом, я не соглашусь. «Горняк» — команда, которая по ходу сезона очень сильно добавила. У них хорошо подобран состав игроков: достаточно мастеровитые, молодые и очень быстрые ребята. Играть против них было более чем нелегко.

— В плей-офф игры проходили два дня подряд. Какие правила важно соблюдать при подготовке в таком режиме?

— На самом деле, правила все те же, что и в сезоне. Тут что-то кардинально поменять невозможно. Единственное, что у нас снизилась интенсивность тренировочного процесса, чтобы дать ребятам побольше времени на восстановление. А в целом, глобальных перемен относительно регулярного чемпионата я не наблюдал.

Тодыков— Если бы плей-офф этого сезона был продлён, с какой командой Вам было бы интереснее играть, с учётом того, что Вы пройдете «Нефтяник» (счёт в серии до остановки чемпионата был 2:2)?

— Там остаются все интересные команды. Но не могу не выделить «СКА-Неву», с которыми у нас своё питерское дерби. Это всегда очень интересные матчи. Выделил бы их просто по географическому принципу. А так остались бы четыре достойные команды, а из трёх оставшихся команд выделить кого-то конкретного трудно.

— В победном для «Динамо» сезоне пятый матч серии был завершён лишь на 164-й минуте. Как тот матч смотрелся со скамейки?

— Если честно, то я вообще весь уже измучился, стоял и у меня всё затекло. На это было больно смотреть. Ребята были очень истощены. Было такое состояние, что ты боишься, что она залетит в твои ворота или надеешься, что она хоть каким-нибудь образом окажется в воротах соперника. Этот матч запомнился, это интересный опыт, но повторять такое я бы не желал и не желаю никому из игроков.

— Тот матч как-то сказался на игре, которая была уже на следующий день?

— Конечно, сказался. Физически ребята были истощены до такой степени, что на полное восстановление потребовалось бы недели две, но тут деваться было некуда, и надо было играть с тем, что есть. Стоит заметить, что все были в равных условиях. Единственное — тренеры могли поменять состав, провести восстановительные мероприятия. Только за счёт таких действий можно было получить небольшое преимущество. А так это был равный матч, он был интересный. Может быть, скорости были ниже, но тут просто надо отнестись с пониманием.

Тодыков— Какой сезон Вы считаете лучшим в своей карьере?

— Безусловно, мне понравился последний сезон. Единственное, он был омрачён вспышкой коронавируса по всему миру. Ещё не могу забыть свой первый профессиональный сезон, который я провёл в Казахстане за «Горняк-Рудный».

— Несколько сезонов Вы играли под 30 номером, а потом взяли 1. Почему?

— Я когда в «Динамо» пришёл, то там первый номер был занят. Если бы он был свободен, то я бы играл под ним, поэтому, как только он освободился, я его забрал себе.

— Какая Ваша ближайшая цель в хоккее?

— Я хочу попасть в КХЛ, подписать полноценный контракт. Вот, собственно, над этим и работаю. Есть ещё мечты и более глобальные, но их я озвучивать пока не собираюсь.

Интервью: Дмитрий Некрасов
Фото: пресс-служба ХК «Динамо СПб»

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "Антон Тодыков: «Вратарская статистика — это проекция командной игры»"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.