В пятницу, 4 октября, в Аполлоновом зале Государственного Эрмитажа прошло открытие небольшой выставки «”Падение Амана”: Картина Рембрандта в зеркале времени».
Выставка ознаменовала начало Года Рембрандта в Эрмитаже. Главный экспонат — отреставрированная картина «Падение Амана».
Именно 4 октября считается крайне важной датой для искусства, а особенно — 4 октября 2019 года, ведь именно в этот день исполняется 350 лет со дня смерти великого художника Рембрандта Ван Рейна. Эта дата широко отмечается не только на родине художника — в Нидерландах, но и по всему миру. С этого дня в Эрмитаже начинается Год Рембрандта, и не случайно — именно здесь находится одно из лучших мировых собраний живописных и графических произведений художника. Несомненной «жемчужиной» коллекции является только что отреставрированная картина «Падение Амана». Она же — и главный экспонат выставки.
На открытии выступили автор идеи и куратор выставки Ирина Соколова и реставратор картины Виктор Коробков. Открыл выставку генеральный директор музея Михаил Пиотровский.
Ирина Соколова очень интересно расположила объекты в небольшом пространстве зала так, чтобы в них просматривалась связь. На самом видном месте, напротив входа в зал, находится обновлённое и играющее новыми красками «Падение Амана». Справа от него — гравюра английского мастера Ричарда Хьюстона «Осуждение Амана», исполненная по оригиналу Рембрандта. Слева — история картины и биография художника.
Сам смысл картины, её сюжет — предмет дискуссий не одного поколения учёных и искусствоведов. С середины XVIII века картина известна как иллюстрация события ветхозаветной Книги Эсфирь, рассказывающей о том, как молодая царица Эсфирь и её воспитатель Мардохей предотвратили коварные планы всесильного фаворита царя Артаксеркса — Амана, замыслившего уничтожить всех евреев в Персии. В Голландии XVII столетия эта книга пользовалась популярностью. Но в ХХ веке были предложены и другие трактовки — «Давид и Урия», «Иосиф отворачивается от братьев», «Ионафан покидает пир Саула». Но все они не были в полной мере аргументированы.
Восточные мотивы играют большую роль в творчестве мастера и, конечно же, вплетаются в общую концепцию выставки. Напротив картины расположено украшение для чалмы — эгрет. Также в зале представлены образцы пурпурных тканей с восточными узорами, похожих на те, что использовал великий художник при создании своих произведений.
Посетители имели возможность посмотреть и на другие картины и гравюры Рембрандта, его учеников и другие экспонаты, имеющие непосредственное отношение к творцу. Эрмитаж предоставляет и видеоряд, демонстрирующий картину «до» и «после» реставрации. Можно сравнить и убедиться, что после очищения от толстого слоя пожелтевшего лака и ретуши картина обрела новый цвет и будто стала живее. После просмотра можно подойти поближе к оригиналу и вглядеться в него. Под тонким, еле заметным стеклом находится история, шедевр мировой живописи. Становятся видны фактурные мазки, тонкие цветовые нюансы. А ведь им более трёх сотен лет. Продлится выставка до 19 января.
Ирина Соколова, автор идеи, куратор выставки, доктор культурологии, главный научный сотрудник Отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа:
«Эта выставка рассчитана на внимательный осмотр. Это всё сделано для того, чтоб зритель мог почувствовать эту связь, почувствовать автора. Выставка не раскрывает всего Рембрандта, здесь более конкретная задача — рассмотреть одну картину, но рассмотреть её во всех возможных позициях».
Виктор Анатольевич Коробков, художник-реставратор высшей категории, заведующий Лабораторией реставрации станковой живописи Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа:
«Мы не можем увидеть подлинный, первоначальный цвет, потому что краски за столько лет изменили свою структуру. Говорить, что мы видим произведение в точности таким, каким его задумал художник, мы не можем. Время тоже вносит свои коррективы, оно является соавтором. Даже название выставки очень созвучно и намекает, что время — тоже художник. Оно, в какой-то степени, пощадило картину, но и внесло изменения. Многочисленные слои лака, которым покрывалась картина, темнели и искажали живопись. Сейчас, после реставрации, картина приближена к художнику, но это не окончательный этап. И задачи такой не стояло, и стоять не может».
Текст и фото: Алиса Витковская
Прокомментируйте первым "Год Рембрандта начался с реставрации картины «Падение Амана»"