В театре «На Литейном» 24 мая и 7 июня прошли премьерные показы спектакля «Лавр» по одноимённому роману Евгения Водолазкина.
Одной из концепций романа, по мотивам которого был поставлен спектакль, является смешение эпох. В спектакле эту идею не обошли стороной. Войдя в зал, зритель оказывается в замешательстве, ведь, глядя на декорации для первого отделения, невозможно определить, в каком веке происходят события спектакля. А всё потому, что на сцене расположены вещи из разных эпох: с одной стороны зала — внушительный бетонный забор «как со стройки», с другой — старая дверь с облупившейся краской, перед которой расположились в ряд автомобильные шины (такую картину наверняка видел каждый, кто жил в России). По всей сцене в беспорядке расставлены предметы: стулья разных времён и разного качества изготовления, простые табуретки и доски разного размера. Дальше — интереснее. На сцене можно увидеть плетёные корзинки, инструменты, бочки, веретено и даже ступу. Примечательно, что часть реквизита, пожертвованная Музеем быта, имеет реальную историческую ценность.
Смешение средневековья и современного мира заметно и в костюмах. Привычные зрителям рубашки и брюки, платья и туфли на маленьком каблуке ярко контрастируют с итальянским костюмом эпохи Возрождения, в который облачён спутник Арсения Амброджо.
Начало спектакля может показаться немного затянутым. Актёры хаотично ходят по сцене, прикасаются к предметам, пытаются найти себе место. И только спустя какое-то время они начинают читать отрывки из романа, которые разбросаны по сцене на клочках бумаги. Поначалу их реплики совсем непонятны, однако потом всё встает на свои места. Главный герой спектакля — деревенский лекарь Арсений, который пошёл по стопам старого травника Христофора. После смерти своей возлюбленной Устины он посвящает жизнь врачеванию и пытается найти ответы на вечные вопросы.
Интересным ходом является то, что у актёров нет определенной роли. Каждый из них может быть и Устиной, и Арсением, и Христофором, и другими персонажами. Роль периодически переходит от одного актёра к другому, как бы говоря зрителям: «Неважно, в какой оболочке находится герой. Дело совсем не в актёрах». И действительно, отсутствие привязанности роли к определённому лицу вносит необычную краску в ход спектакля. Зритель воспринимает героев не как живых и осязаемых людей, а как что-то большее: невесомый дух, кочующий из одного тела в другое, изменяющий облик, но не сущность. Воспринимая героя без внешней оболочки, зрители больше концентрируются на его внутренней сущности, что, несомненно, идёт на пользу постановке.
Отсутствие привязки ролей к персоналиям актёров, как и отсутствие привязки событий спектакля к определённому времени в совокупности представляют собой дрейфующую историю о людях, которые могли бы быть и там, и тут, и сейчас, и тогда. Такой подход позволяет нам взглянуть на жизнь философски: всё так было, есть и будет.
Одной из тем, внимание которой уделяется в спектакле, является верность после смерти. Лекарь Арсений, несмотря на то что его возлюбленная умерла при родах вместе с их ребёнком, перестаёт обращать внимание на всё вокруг, кроме врачевания. Преследуя свою цель — лечить людей, — Арсений всегда вместе с Устиной. Она — постоянная спутница лекаря, которая поддерживает и утешает его. Арсений с Устиной как будто стали единым целым, и даже смерти неподвластно разлучить их.
Пожалуй, самым важным вопросом спектакля является вопрос веры. Веры в Бога, веры в смысл жизни, веры во время — существует оно или нет? И не зря мизансцена перед антрактом так напоминает знаменитую фреску Леонардо да Винчи. И не зря Арсений с Устиной сидят по центру стола…
Спектакль «Лавр» однозначно не является возможностью весело и беззаботно провести вечер. «Лавр» — спектакль для тех, кто действительно готов вдумчиво и осознанно путешествовать по эпохам вместе с юным, зрелым и старым лекарем. Для тех, кто и сам задаётся вопросами обо всём, что нас окружает. Для тех, кто находится в поиске ответов и для тех, кто эти ответы уже нашёл. «Лавр» — тонкая паутина из глубоких размышлений, не привязанная ни ко времени, ни к пространству.
Текст: Елизавета Ветрюк
Фото: Сергей Рыбежский / официальный сайт театра
Прокомментируйте первым "От Арсения до Лавра: и вечно плыть нам"