Секретами фотосъёмки театральных спектаклей с Охтинским пресс-центром поделился фотограф театра «На Литейном» Сергей Рыбежский.
— Сергей Анатольевич, как Вы стали фотографом театра «На Литейном»?
— По образованию я художник. По ещё одному образованию я реставратор монументальной живописи — проще говоря, фресок. Не секрет, что в нашей стране живопись мало кому интересна, за счёт неё просто не прожить. Параллельно с изобразительным искусством уже давно занимаюсь и фотографией. Законы композиции и цвета в живописи и фотографии очень похожи. Освоение технических нюансов съёмки и обращения с техникой — всего лишь вопрос времени.
Затем я начал осваивать различные жанры фотосъёмки: портретная, свадебная. Снимал корпоративы. Но больше всего люблю документальную фотографию, репортаж. И театральную фотосъёмку открыл для себя именно потому, что воспринимаю её как разновидность репортажной. Актёры на сцене изображают реальную жизнь, и ты снимаешь её точно так же, как, например, шествие на улице. При этом в театре бывают сказочные моменты, а ещё там интересный свет.
— Как давно Вы снимаете спектакли?
— С театром «На Литейном» я сотрудничаю лет пять или шесть. Иногда принимаю приглашения театров и концертных площадок поснимать разовые проекты. А постоянно — только с театром «На Литейном».
— Он привлекает Вас чем-то особенным?
— Коллектив театра уже стал для меня вполне родным. Я всех знаю, со многими сложились личные отношения. В этом смысле этот театр стал для меня особенным. В силу свойств собственного характера резко что-то менять было бы трудно — к другому театру пришлось бы привыкать.
— Вы уже описали художественную сторону съёмки спектаклей. А в чём для Вас заключаются технические особенности?
— С технической стороны это довольно сложное занятие. В отличие от естественного света на улице, в театре на одном и том же пространстве могут быть очень резкие тени и очень яркий свет. Ты должен уметь переключать аппаратуру очень быстро, буквально вслепую, чтобы тут же подстроиться под изменение света и тени на сцене и перемещения артистов между светотеневыми локациями.
— Этому быстро удаётся научиться?
— Я освоил эти навыки довольно быстро, поскольку давно и много снимал. Но если привести со стороны человека с небольшим опытом, ему будет сложно сразу понять, как сориентироваться. Должен выработаться специальный навык. Мало иметь хорошую реакцию — нужно понимать специфику сложного театрального освещения.
— Важно ли для театрального фотографа погружение в действие? Чтобы снимок был ещё и эмоционально насыщенным?
— Мне кажется, любой театральный фотограф в своих работах отражает отношение к происходящему на сцене. Иногда мне кажется, что, если пригласить нескольких фотографов снимать один и тот же спектакль, они сделают это принципиально по-разному. Для меня наиболее эффектной сценой покажется одна, а для кого-то ещё — совершенно другая. Мы покажем их по-разному. Конечно, я в определённом смысле пропускаю эмоции от спектакля через себя.
— У Вас есть любимые и нелюбимые спектакли из текущего репертуара театра?
— Есть спектакли, которые я не совсем понимаю. Есть спектакли, которые с технической точки зрения проще снимать, и есть те, которые снимать сложнее. Кроме того, у театра «На Литейном» довольно разнообразный репертуар — от детских спектаклей до артхаусных проектов.
Я человек впечатлительный, и некоторые сцены вызывают тяжёлые ощущения. Я всё это воспринимаю не хладнокровно, но продолжаю снимать, потому что у меня есть работа. Не исключено, что, будь я обычным зрителем, по собственной воле на такие тяжёлые спектакли и не пошёл бы — из-за сложности переживаний.
Например, «Лавр» — это спектакль, который одновременно мне нравится и кажется тяжёлым в плане эмоций. Некоторые сцены там выворачивают душу. Конечно, когда ты смотришь не один раз, постепенно привыкаешь. Но в первые просмотры некоторым сценам я сопереживал настолько сильно, что было откровенно тяжело сосредоточиться на работе. При этом съёмка «Лавра» удалась.
— А какой спектакль Вы могли бы назвать как пример чего-то лёгкого, где не нужно себя преодолевать?
— Бывают спектакли со сложным освещением, а бывают — с относительно простой световой схемой. Например, «Барышня-крестьянка», на которую ходят школьники, выдержана в светлом ключе и в ярких цветах. Это во всех смыслах лёгкий спектакль.
— Вы фотографируете репетиции и прогоны без зрителей?
— Да, обязательно. Очень люблю этот жанр — всевозможные бэкстейджи, закулисье. Когда ты снимаешь артиста на сцене, ты снимаешь в основном образ. А когда снимаешь его за кулисами, то можешь увидеть момент преображения.
— Почему тогда таких материалов мало у театра «На Литейном»?
— Сейчас у меня небольшой перерыв в плане фотографирования закулисья. Хочется взять паузу, чтобы потом заняться этим с новыми силами. Тем не менее, периодически я снимаю истории с гримёрками и переодеваниями.
— Есть ли у Вас творческая мечта, связанная с театральной фотографией?
— Есть, но пока не хочу о ней говорить. Это сырая задумка, которую не хотел бы сглазить.
Я всегда открыт для экспериментов, хочется постоянно развиваться. Например, с удивлением узнал, что многие театральные фотографы вообще не снимают закулисье, совсем не касаются этой темы.
— Вопрос, который нужно задать по законам жанра: вспомните, пожалуйста, какие-нибудь курьёзные случаи?
— Основная неловкость, которая возникает из-за меня: забываю, что во время репетиции или даже спектакля по проходу идут артисты, а я им случайно мешаю. Или невовремя заскочу в гримёрку что-то поснимать. В основном все конфузы связаны с тем, что я оказываюсь не в то время не в том месте.
Интервью: Евгений Веснин
Фото: из личного архива Сергея Рыбежского
Прокомментируйте первым "Сергей Рыбежский: «Пропускаю через себя эмоции от спектакля»"