Пройдите в голову, получите «семечко»

голову

В Каменноостровском театре БДТ 21 апреля прошло награждение лауреатов X Премии имени Сергея Курёхина. Режиссировал юбилейную церемонию Фёдор Курёхин, сын музыканта-авангардиста.

На сцене развернулось перформативное шоу с участием большой белой головы Сергея Курёхина. Голова как бы видела сны: на неё проецировались яркая абстрактная анимация и имена номинантов. Среди красочных видений вдруг появлялось имя победителя. После этого голова поворачивалась на 180 градусов — на «затылке» авангардиста находилась огромная дверь. Попадая вовнутрь головы Курёхина, победители говорили торжественные слова, брали заветную статуэтку в виде ячменного зёрнышка, которое почему-то называли «семечком» и, счастливые, возвращались в зал.

Между вручением премии в разных номинациях звучали композиции Сергея Курёхина, Джона Кейджа и Мортона Фелдмана, исполненные Московским ансамблем современной музыки.

Режиссёр церемонии также принял непосредственное участие в представлении: художники «залезали в голову» под чётким руководством Фёдора, который будто бы уже утомился повторять, что победителям нужно взять именно подсвеченное «семечко» («зёрнышко»), а не абы какое. «Проходите в голову… Осторожно, там ботинки на полу», — монотонно предостерегал режиссёр.

Первым, кто получил награду в тот вечер, стал Александр Морозов, автор проекта «Акчим. Координаты». Проект выдвигался на премию в номинации «Лучшее произведение визуального искусства», однако основная составляющая этой работы — звук. С помощью интерактивных звуковых систем художник обращается к голосам прошлого — к носителям акчимского диалекта, некогда проживавшим на территории Пермского края.

Статуэтку за «Лучший медиа-проект» получила текст-группа «Орбита» с работой «Откуда берутся стихи?». Авторы предложили ответ на собственный вопрос в виде четырёх инсталляций в рижском арт-центре «NOASS». На сцену вышла Наталья Фёдорова, участница коллектива и куратор фестиваля медиапоэзии 101, и поблагодарила комитет премии.

По мнению жюри, «Лучший кураторский проект» принадлежит Владимиру Селезнёву за выставку «Приручая пустоту. 50 лет современного искусства Урала».

В номинации «Искусство в общественном пространстве» объявились несколько победителей. Ими были признаны Паша Кас и его работа «С Новым годом, товарищи», а также Александр Бродский с Антоном Тимофеевым и их арт-объект «ВИЛЛА ПО-2».

Награду за «Лучший текст о современном искусстве» присудили Виктору Вилисову, автору книги о современном театре «Нас всех тошнит». Блогер очень уверено прошёл в голову и обратился к зрителям: «Вы находитесь сейчас в храме искусства… Берегите его!».

Лучшим фестивалем современного искусства был признан Киберфест. Его организаторы Анна Франц и Елена Кубанова, оказавшись в голове, поблагодарили всех присутствующих. «Спасибо, друзья, и спасибо жюри, что оценили наш скромный тринадцатилетний труд!», — произнесла Анна Франц с иронией. После этого женщины триумфально выпили из фляжки.

Группа SUMA получила награду в номинации «Этномеханика». Концепция их музыки строится на сочетании современного и архаичного — электронной музыки и языческих песен Беларуси.

В номинации «Электромеханика» победителем определили группу Shortparis, стремительно обретающую популярность. К сожалению, лидера коллектива Николая Комягина гости церемонии так и не увидели. Награду за него получила коллега по работе в Музее Искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков. Девушка выразила благодарность от лица группы и кратко рассказала о созданном совместно с Николаем музейном проекте «Арт-багаж».

Специальный приз Французского института получила Ася Маракулина за выставочный проект «Комната отдыха», где пространство комнаты выступает в качестве капсулы личных переживаний.

Перед вручением Гран-при из головы Курёхина будто полезли тараканы. Победителя лично объявила руководитель проекта Анастасия Курёхина, и им стала Анна Абалихина со спектаклем «Страсти по Мартену».

Закончив с вручением, Анастасия Курёхина поблагодарила людей, работавшим над оформлением церемонии. Шоу состоялось благодаря художнику церемонии Павлу Игнатьеву, художнику по свету Станиславу Свистуновичу. Видеооформление создал Георгий Арзамасов , саунддизайном занимались Владимир Недвецкий и Валерия Полянская. Автором призов стал Сергей Кищенко, победитель 2017 года в номинации «Лучшее произведение визуального искусства».

В конце слово предоставили Фёдору Курёхину. Закончив речь, молодой художник покинул здание. На экранах запустили запись, будто Фёдор садится в машину и едет куда-то, разговаривая по телефону. Потом выходит и сжигает вместе с кем-то рояль.

много любвиВиктор Вилисов, победитель в номинации «Лучший текст о современном искусстве»:

«Было максимально неожиданно. Мы все всё понимаем про книжку, и, видимо, премию дали именно за «дерзость и смелость». Несмотря на резонанс, который книжка сделала за короткий срок в кругах и театральных, и далеко за их пределами, — всё равно среди номинаций были, может быть, не такие резонансные, но значительно более глубокие работы. Но я любые приятные события принимаю смиренно, поэтому признателен всем, благодаря кому случился этот выбор.

Фёдор Курёхин, я так понимаю, минимально вмешивался в происходящее, оставив возможность неспешной музыке течь, и иногда импровизируя в микрофон, что тоже достойно».

Текст и фото: Дарья Герцева, из личного архива В.Вилисова

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "Пройдите в голову, получите «семечко»"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.