В эксклюзивном интервью корреспонденту Охтинского пресс-центра Амир Нугманов рассказал о возвращении на Родину с Кубком, о прошедшем сезоне, трэш-токе и адаптации к Петербургу.
Амир Нугманов родился и сформировался как хоккеист в Нижнекамске. В октября 2023 года он впервые покинул родную систему — уехал в СКА уже в статусе лидера «Реактора», набрав 15 (10+5) очков в 14 матчах регулярки 2023/2024. В новом клубе, несмотря на разницу в дивизионах и конференциях, Нугманов не сбавил обороты: 18-летний форвард заработал 28 (15+13) баллов в 32 играх за «СКА-1946». Результативность Нугманова привела его в состав первой команды: 24 января он дебютировал в КХЛ, сыграв против «Барыса». В итоге Амир провёл в первой команде половину февраля, принял участие ещё в пяти встречах и вернулся в «СКА-1946» перед стартом плей-офф. Нападающий прошёл вместе с «армейцами» весь чемпионский путь, набрал 6 (3+3) очков в 18 играх и стал обладателем Кубка Харламова.
Проставился за Кубок Харламова на даче, позвал всех друзей
— Как Вы провели заслуженный отпуск после чемпионского сезона?
— Хорошо. Приехал в Нижнекамск, увиделся с родителями, друзьями и всеми родственниками. Никуда не летал, отдохнул буквально 20 дней и снова пошёл в тренажёрный зал.
— Почему не захотели куда-нибудь слетать в отпуск?
— Просто хотел побыть дома, рядом с родителями, которых я редко вижу в течение сезона.
— У Вас есть цель в будущем перевезти родителей в Санкт-Петербург?
— Конечно. Мама с сестрёнкой всё рвутся ко мне в Петербург. Сестра занимается гимнастикой и хочет продолжать свой путь здесь. Папе тоже хочется, но он работает в Нижнекамске.
— Как выглядит Ваш идеальный отпуск?
—Люблю путешествовать! Идеальный отпуск хочу провести с родителями, например слетать в Турцию дней на десять. Хорошо отдохнуть, развлечься, покататься на банане. (улыбается)
— Ещё в ноябре Вы рассказывали, что хотели бы посетить петербургский аквапарк. Получилось это сделать?
— Нет, пока не успел. Вернулся в Петербург только 15 июля и сразу приступил к тренировочному процессу, при первой же возможности обязательно схожу и не только в аквапарк. В Питере много красивых, прикольных мест, где я еще не был.
— Что Вы чувствовали по дороге в Нижнекамск с Кубком Харламова?
— Когда летел забирать Кубок в Петербург, то не волновался, но в нижнекамском аэропорту уже появилось волнение. Когда вышел в зону прилёта, начал застенчиво надевать майку «СКА-1946», но папа подошёл ко мне и сказал: «Просто кайфуй! Сейчас твой звёздный час». И меня отпустило. Родители с сестрой встречали меня в футболках с моим изображением, которые они специально заказали. Было очень приятно, что приехали родственники, друзья и болельщики. Ко мне подходили сфотографироваться даже случайные прохожие, которые вообще не были в курсе, кто я и что это за кубок.
— В Нижнекамске Вы возложили гвоздики к нескольким достопримечательностям города. Куда Вы ездили?
— К памятнику Николаю Васильевичу Лимаеву, одному из основателей хоккейного клуба «Нефтехимик», и на могилу Неизвестного солдата. Важно знать и помнить, кто победил в Великой Отечественной войне.
— На встречу с Вами пришло много людей. Вы комфортно чувствовали себя в центре внимания?
— Было очень здорово! Я не ожидал, что придёт так много людей. Огромное спасибо хоккейному клубу «Нефтехимик», который помог всё организовать. Ощущения были великолепными: со мной пришли встретиться воспитанники хоккейной школы «Нефтехимик», их родители, болельщики, фанаты и многие другие жители Нижнекамска. Хочу сказать отдельное спасибо абике за то, что она заполнила чашу Кубка Харламова треугольниками. Это был сюрприз для меня, всё организовали родители с абикой.
— «Абика» по-татарски — «бабушка»?
— Да.
— Эчпочмаки из Кубка Харламова самые вкусные?
— Если честно, я не успел их попробовать — всё разобрали! Хотел, хотел, но в конце уже ничего не осталось. Ну да ладно, абика ещё испечёт. (улыбается)
— Вы угощали эчпочмаками всех желающих?
— Да. Кто-то просил, кто-то брал сам. Сам Кубок я не давал трогать — мне сказали: «Лучше не надо». Однако некоторые люди всё равно пытались потрогать, не смог всех удержать. (улыбается)
— Как с Вами на презентации Кубка Харламова оказался Никита Артамонов?
— Я пригласил на встречу всех друзей, в том числе и Никиту. Он очень за меня порадовался. На вопрос местных корреспондентов: «Почему Кубок Харламова выиграл «СКА-1946», а не «Чайка»?» Никита ответил: «Я рад, что Кубок снова приехал в Нижнекамск».
— Когда Артамонов привёз Кубок Харламова в Нижнекамск летом 2023 года. Вы тоже были на той встрече?
— Да, и в тот день я впервые потрогал Кубок Харламова.
— Отмечали ли Вы чемпионство отдельно с ребятами из «Реактора»?
— Конечно! Проставился за Кубок Харламова на даче, позвал всех друзей. Парни из «Реактора» тоже поднимали Кубок над головой, было приятно на них посмотреть. Они говорят, что в новом сезоне сделают всё возможное, чтоб выйти в финал и биться за чемпионство.
— На лучшего защитника были номинированы ваш партнёр по «СКА-1946» Алексей Егоров и экс-партнёр по «Реактору» Григорий Морозов. За кого Вы болели?
— Я занимал нейтралитет — был рад за обоих.
— Вы поздравили Ивана Демидова с выбором под пятым номером драфта НХЛ?
— Да, поздравил при личной встрече в Петербурге. Когда ночью смотрел церемонию драфта, думал, что его заберут в первой тройке, всё-таки такой игрок…
— А своему другу Никите Артамонову написали?
— Конечно. Списался с ним сразу как узнал, что его задрафтовала «Каролина». Знаю, что этот клуб любит русских игроков.
— Вы сами ещё не задрафтованы, но можете быть выбраны на драфте НХЛ в 2025 году. Для Вас это важно?
— Да, мне важно быть выбранным на драфте, причём, любым клубом. Главное — продолжать работать.
В плей-офф мои ожидания от себя не совпали с реальностью
— В одном из наших интервью Вы сказали: «Ребята из «Реактора» справятся и без меня. Увидимся с ними в финале». Нижнекамцы без Вас не справились.
— Сразу после вылета «Реактора» от «Стальных Лис» я написал многим парням, спросил у них о причинах поражения. Они сказали, что при домашних трибунах было легче играть, и я их понимаю. Так что у ребят была такая отмазка. (улыбается). Марсель Муртазин в разговоре со мной убеждённо говорил о том, что в новом сезоне они точно попадут в плей-офф.
— Вы сами в это верите?
— Я думаю, всё возможно. Иногда поглядываю за «Реактором», но мне важнее результат «СКА-1946».
— После перехода в СКА в Ваш адрес не было никакого негатива от людей из родной системы?
— Нет, все в клубе пожелали мне удачи в достижении своих целей, и до сих пор чувствую их поддержку. А хейтеры всегда найдутся. Читал комментарии, но не принимал слова в свой адрес близко к сердцу. Пусть думают, что хотят.
— Как проходят сборы?
— Замечательно! Главным тренером в Лагере развития был Алексей Геннадьевич Бабинцев, ему помогали тренеры «СКА-1946» и команд КХЛ. С нами занимался американский тренер по катанию, и я акцентированно с ним работал. Моё катание не очень качественное, поэтому нужно учиться.
— Чьё катание в МХЛ вы можете назвать эталонным?
— Ивана Демидова. Поражаюсь его катанию: он может ставить ноги и так, и так… Усердно работаю над своим катанием.
— Работаете ли Вы над «цыганскими плечами», чтобы бросать как Марат Хайруллин?
— Да, мне ещё многому нужно научиться, чтобы так же бросать.
— В середине января Вы возглавляли топ снайперов МХЛ, но потом упустили преимущество из-за подключений к первой команде. Не расстроились, что выбыли из гонки лучших голеадоров молодёжки по причине игры в КХЛ?
— Наоборот, я очень рад, что Роман Борисович и весь тренерский штаб СКА поверили в меня. Немногим молодым игрокам выпадает такой шанс, поэтому не переживаю из-за того, что мои цели не были достигнуты.
— Вам потребовалось время на адаптацию после возвращения в МХЛ из КХЛ?
— Нет, всё прошло комфортно. Однако в плей-офф мои ожидания от себя не совпали с реальностью. Лично для меня прошедший розыгрыш Кубка Харламова вышел не очень удачным. По сравнению с другими ребятами мою статистику можно назвать «средненькой», хотелось большего. Видимо, удача была не на моей стороне.
Люблю выводить соперников из себя, особенно в плей-офф
— Вы уже упоминали проблему недонастроя в матчах против «Серебряного» дивизиона. При счёте 2:0 в серии с «Динамо» она к Вам вернулась?
— Если недонастрой и присутствовал, то только в третьем матче. В четвёртой игре мы потерпели полностью командное поражение. В тот момент у нас не было единого коллектива, но, когда счёт в серии стал 2:2, мы собрались на командное сплочение в кафе «Red Machine», поговорили друг с другом, сыграли в «крокодила», чтобы понимать друг друга без слов, и объединились.
— В течение сезона, в том числе, и во время плей-офф, в трансляцию попадали фрагменты, где Вы на скамейке подпевали трекам, звучащим на арене. Часто этим занимаетесь?
— Мне всегда нравилось слушать музыку. Когда слышу на скамейке какой-то крутой трек, всегда подпеваю. Уже сам этого не замечаю.
— Среди песен, звучавших на аренах в течение сезона, у Вас есть любимая?
— Недавно вышел трек «Гламур», мне понравился. (улыбается) Но его пока не крутили на аренах. Из того, что слышал во время сезона, любимую песню не могу выделить.
— В финале Вы рассчитывали встретиться с «Чайкой», где играет Никита Артамонов?
— Да, «Чайка» была для меня предпочтительным соперником в финале. Когда «Торпедо» приезжало в Петербург на серию против СКА, мы с Никитой виделись и обговаривали этот вопрос. Он говорил: «Если «Торпедо» не пройдёт во второй раунд, я вернусь в МХЛ и буду бороться с тобой в финале!». Я ответил, что Кубок будет наш, но он не согласился. (улыбается)
— Помните свои эмоции от дебюта в Ледовом?
— Конечно, это было великолепно! Я был очень рад переезду на новую арену, где до нас выступала «СКА-Нева». После их вылета из плей-офф пришёл наш черёд играть в Ледовом. В этом дворце очень приятно играть. Хоть и не такие чувства, как на «СКА Арене», но всё равно невероятно круто!
— А свой силовой приём на Кирилле Емельянове в финальной серии с «Локо» запомнили?
— Да, помню. Я и сам заряжаюсь от силовых приёмов, и команду подбадриваю. Мне нравится силовая борьба — это мой стиль игры. Всегда стараюсь правильно подкатиться и не промахнуться, чтобы провести правильный стопроцентный силовой. В КХЛ я не почувствовал особой разницы в этом компоненте. Может, мне просто попадались соперники моих габаритов. С игроками, как Андрей Педан, я ещё не сталкивался. (улыбается)
— Иван Демидов назвал Вас самым острым на язык игроком «СКА-1946». Вы действительно любите пообщаться с соперниками на льду?
— Очень! (улыбается) Люблю выводить соперников, особенно в плей-офф — такой вот я игрок. Когда стою на вбрасываниях, могу что-то сказать другому игроку, постучать по его клюшке и попытаться отвлечь.
— В какой момент Вы поняли, что трэш-ток — это ваше?
— В дебютном сезоне МХЛ. Я воспользовался примером своего партнёра по команде Рауля Якупова, он тоже очень любит трэш-ток. Он классно это делал, я попробовал перенять и пытался также сказать что-то соперникам. Но был ещё очень молодой, поэтому меня особо и не слушали. (улыбается) Сейчас уже приноровился и считаю это прикольным. Всегда анализирую, что выводит соперников из себя, и подбираю правильные слова, чтобы задеть их, но никогда не перехожу моральные рамки. Просто могу посмеяться над каким-то игровым эпизодом или неудачей игрока. Люблю что-то высказать вратарям. Например, после сэйва могу сказать: «Молодчик, но мы тебе всё равно забьём. Не сейчас, так следующим броском».
— Кто из соперников «СКА-1946» в плей-офф чаще всего вёлся на Ваши провокации?
— Самыми эмоциональными были «Белые Медведи» и «Спартак», ребята в этих командах любили выходить из себя. Когда «красно-белые» проигрывали нам по ходу матча, то Георгий Овчинников очень заводился, а я ему ещё постоянно что-то говорил, и он из-за этого сильно психовал. Самыми сдержанными оказались игроки «Локо» — вообще ничего нам не отвечали.
— «СКА-1946» можно назвать сдержанной командой или вы тоже ведётесь на провокации?
— Мы не реагируем на трэш-ток соперника. Когда я начинаю конфликтовать, то меня удерживают свои же парни, чтобы не дошло до потасовки. «СКА-1946» — не дерущаяся команда, здесь все парни игровички.
— В финале Вы не отличились ни разу. Это сидело в голове?
— Во время матчей я не думал об этом. Просто понимал: забью — прекрасно, не забью — ничего страшного, главное, чтобы победила команда. Когда начал анализировать свою игру после плей-офф, то ругал себя за эти ноль очков. Папа говорил мне: «Не парься и продолжай работать. Это был твой первый плей-офф, так что не расстраивайся. Со временем всё придёт».
— Помните ли Вы свои эмоции после финальной сирены «золотого» матча?
— Да, стоял тогда на скамейке вместе с Матвеем Поляковым. Я даже не смотрел на площадку, просто следил за временем и отсчитывал секунды. Когда прозвучала сирена, испытал безумные чувства! Это не описать словами — всё было как в моих мечтах. Мечты сбываются!
Хочу защитить Кубок Харламова!
— В это межсезонье СКА проводит самые громкие трансферы в КХЛ. Как молодые парни реагируют на приезд в основную команду опытных звёзд?
— Я радуюсь за клуб, ведь это хорошая возможность завоевать третий в истории Кубок Гагарина. При этом понимаю, что каждая «звезда» забирает важнейшее место в составе, где мог быть я. Всё зависит от тренерского штаба: вызовут они меня в команду или нет. Я постоянно работаю над собой, в том числе чтобы снова получить вызов в КХЛ.
— Вы очень позитивный игрок, всегда с улыбкой. Что заставляло Вас грустить?
— Я уже давно не грустил. Последний такой случай был через два месяца после переезда в Санкт-Петербург. Было тяжело без родных. Разумеется, мы созванивались каждый день, но рядом всё равно никого не было. Старался отвлечься от грустных мыслей: утром у нас были тренировки, а вечером я шёл в бросковую зону или связывался с тренером по ОФП, просил дать мне какие-то упражнения. В тот период времени, наверное, я очень скучал, потому что просто не знал, куда и с кем пойти.
— Да, у меня появилось много друзей. Когда у родителей выдаётся несколько выходных, тоже пишу им: «Прилетайте в Петербург, сходим куда-нибудь!». Они улетели от меня первого июля, до этого полмесяца были здесь: мы гуляли, были в Петергофе. Недавно съездил на шашлыки с Сашей Филипповым и Кириллом Шапенковым.
— С момента переезда в Петербург у Вас появились новые хобби? Свободного времени ведь было достаточно.
— Да, мне понравилось кататься на картингах, это клёвое времяпровождение, пару раз ходил в компьютерные клубы, хотя не особо люблю играть. Также нравиться посещать кинотеатры и парк аттракционов.
— В первые месяцы в новом городе рядом с Вами не было человека, который мог бы Вас поддержать. Вы в поисках второй половинки или сосредоточены только на хоккее?
— В Нижнекамске у меня была девушка, но с переездом в Петербург наши пути разошлись, и сейчас я холост. Хоккей всегда будет у меня на первом месте, поэтому не концентрируюсь на поиске второй половинки.
— Кто в «СКА-1946» самый завидный холостяк?
— Матвей Поляков. (улыбается)
— Выступая в КХЛ, Вы признавались, что не рассчитывали на вызов в основу и были сконцентрированы на Кубке Харламова. Теперь Вы чемпион МХЛ. Что дальше?
— Хочу защитить Кубок Харламова! Также у меня есть цель полноценно попробовать себя в ВХЛ и добиться высоких результатов в КХЛ.
Досье
Нугманов Амир Ильдарович
Родился 28 августа 2005 года в Нижнекамске
Карьера
2012–2023 — «Нефтехимик» (Нижнекамск)
С 2023 — СКА (Санкт-Петербург)
Достижения
Обладатель Кубка Харламова 2024
Интервью: Александр Петрич
Фото: пресс-служба ХК СКА, ХК «Нефтехимик», МХЛ
Прокомментируйте первым "Амир Нугманов: «Это не описать словами — всё было как в мечтах»"