Опера — в тринадцатый раз

опера

С 12 по 27 июля в Санкт-Петербурге пройдёт XIII Санкт-Петербургский международный фестиваль «Опера — всем».

По сложившейся традиции фестиваль состоится при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга, а его организаторами выступают Санкт-Петербургский государственный Музыкальный театр им. Ф.И. Шаляпина и Некоммерческое партнерство «XXI век».

Фестиваль вновь представит шедевры оперной классики под открытым небом в красивейших архитектурных ансамблях Санкт-Петербурга и его пригородов.

Как всегда откроется фестиваль на Соборной площади Петропавловской крепости в День святых апостолов Петра и Павла 12 июля (начало в 20.00) оперой Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Это одно из самых величественных творений в русской оперной школе наряду с «Жизнью за царя» Глинки и «Борисом Годуновым» Мусоргского. «Китеж» может считаться символом русского национального духа.

Основная мысль произведения: подвиг во имя Отечества угоден Богу. Пострадавшие за него — праведники. Музыка оперы полна лирических красот, содержит яркие драматические сцены конфликта с инородной татарской силой. Выдающимся памятником русской литературы является также либретто оперы, написанное Владимиром Бельским, мастерски стилизованное под былинно-летописный древний сказ. «Легенда о невидимом граде Китеже» несмотря на сюжетную опору на заволжские сказания и житие Святых Петра и Февронии Муромских символически вписывается в петербургский текст русской культуры.

В оформлении сцены будут использованы мотивы древнерусской архитектуры и природы с намёком на стилистику иконописи и игрушки. Корона из солнечных лучей на заднем плане сцены напоминает о небесном свете и о святости главных героев легенды. Кроме того, эта конструкция является обрамлением для экрана, впервые используемого в качестве задника на спектаклях фестиваля.

Постановка будет реализована в формате digital opera — оперы цифровой эпохи с использованием мультимедийных средств.

Оперу исполнит оркестр Музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина «Северная Симфония» (дирижёр Фабио Мастранджело), режиссёр-постановщик — Виктор Высоцкий, художник-постановщик — Юлия Гольцова, балетмейстер — Константин Чувашев.

Продолжится фестиваль 17 июля (среда, начало в 19.00) постановкой популярной оперы итальянского композитора Россини «Итальянка в Алжире». Опера будет представлена на Елагином острове перед Елагиноостровским дворцом.

«Итальянка в Алжире» является одной из самых известных комических опер. Используя классический сюжет пленения европейской женщины представителями Востока, композитор создаёт целую галерею комических характерных образов и выстраивает весёлую комедию положений.

Россини («Европы баловень, Орфей» по определению А.С. Пушкина) порадует зрителя запоминающимися ариями, стремительными огненными ансамблями, великолепной увертюрой. Милая европейской культуре ситуация противопоставления культур Запада и Востока проявляется в «Итальянке» Россини сквозь призму любования восточной экзотикой и сопровождается яркой декоративностью.

Фасад Елагиноостровского дворца станет прекрасным ландшафтно-архитектурным задником спектакля. Сцена будет решена в стилистике восточного дворика с фонтаном, ориентальными рисунками и подвижными ширмами.

Музыкальный руководитель постановки и дирижер — Николай Хондзинский, режиссёр-постановщик — Даниил Дмитриев, художник-постановщик — Юлия Гольцова, балетмейстер — Алиса Шикина.

21 июля фестиваль расширит свою географию и покажет не сходящую со сцен оперных театров мира великолепную оперу Сен-Санса «Самсон и Далила» в Гатчине на плацу перед Гатчинским дворцом (начало в 17.00).

Опера в романтическом ключе интерпретирует библейский сюжет о подвиге назорея Самсона из Книги Царств. Образ Самсона имеет для русской культуры двойное значение: кроме изначального ветхозаветного в системе эмблематики эпохи Петра Великого он символизировал ещё и мощь Российской империи. Знаменитая скульптура фонтана Самсон в Петергофе — самый яркий пример. Кроме того, Самсоном называет Феофан Прокопович первого русского императора в своём знаменитом «Слове на погребение Петра Великого».

Драматургия оперы Сен-Санса строится на конфликте подлинной и ложной веры. Опера «Самсон и Далила» — одна из самых репертуарных в мире. Её своеобразие и привлекательность заключается в богатстве мелодического материала арий, большинство из которых прочно вошли в список оперных шлягеров, постоянно исполняемых в концертах, а также в масштабности массовых хоровых сцен.

Плац перед фасадом Гатчинского дворца выбран в силу суровой аскетичности архитектуры, что соответствует характеру содержания оперы. В концепции режиссёра-постановщика действие оперы Сен-Санса переносится в эпоху гонений на первохристиан и первых христианских страстотерпцев, чьи мучения за веру включались в систему зрелищ на аренах древнеримских амфитеатров. С этим связано и оформление спектакля. В декорациях будут использованы узнаваемые элементы архитектуры древнего Рима: амфитеатр, колонны, каменная кладка, что, в свою очередь, будет перекликаться с дворцовым фасадом, на фоне которого развернется действие оперы.

Оркестр Музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина «Северная Симфония» (дирижёр — Фабио Мастранджело), режиссёр-постановщик — заслуженный деятель искусств РФ Георгий Исаакян, художник-постановщик — Юлия Гольцова, балетмейстер — Сергей Нарышев.

Завершится фестиваль 27 июля (суббота, начало в 20.00) показом шедевра П.И. Чайковского «Пиковая дама» на Парадном плацу Екатерининского дворца в Государственном музее-заповеднике «Царское Село».

«Пиковая дама» Петра Ильича Чайковского — вторая по популярности после «Евгения Онегина» опера композитора. В год 225-летия со дня рождения А.С. Пушкина на неё во всем мире будет обращено особое внимание, как на произведение двух российских гениев. Однако «Пиковая дама» Чайковского является классикой русской культуры уже конца 19 века, потому аккумулирует в своем тексте и черты этого времени: экспрессивный реализм, фантастику, романтизированный пассеизм.

В музыке «Пиковой дамы» раскрывается вся палитра красок письма Чайковского: драматические контрасты, романсовая лирика, симфоническая насыщенность оркестровой ткани. «Пиковая дама» является самой «петербургской» оперой русской культуры по степени привязанности действия к топографии северной столицы: Летний сад, Зимняя канавка, дом графини Чернышевой. Екатерининский дворец Царского села, на фоне которого будет поставлена опера Чайковского, создаёт идеальный историко-атмосферный фон, напоминая о времени, в котором проходила молодость одной из героинь оперы, а также о стихии карточной игры, к которой была неравнодушна и великая хозяйка дворца императрица Екатерина Вторая.

Сцена будет решена в эстетике парадных залов раннего русского классицизма с элементами рококо и театральной красной дорожкой в центре, прекрасно рифмуясь с праздничным барочным растреллиевским фасадом.

Оркестр Музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина «Северная Симфония» (дирижёр — Фабио Мастранджело), режиссёр-постановщик, художник-постановщик — Илья Архипов, балетмейстер — Никита Борис.

Фестиваль «Опера — всем» проходит в тринадцатый раз. Музыкальный руководитель фестиваля — Фабио Мастранджело, арт-директор — Виктор Высоцкий. Все оперы исполняются на языке оригинала. Во все годы проведения фестиваля спектакли open air сопровождались аншлагами. По подсчетам организаторов, оперные спектакли фестиваля за 12 лет посетили более 350 тысяч человек.

Фото: пресс-служба фестиваля

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "Опера — в тринадцатый раз"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.