Представляем вторую часть отчёта о втором Межрегиональном культурно-образовательном форуме-фестивале «Область театра», прошедшем с 17 по 21 апреля в Киришах.
Сыграем в бизнес
Утро четверга, 20 апреля, для участников направления «Организация» началось с увлекательной работы по геймификации. Игротехник с трёхлетним стажем Анастасия Петрова провела в танцевальном фойе воркшоп «Креативное мышление при решении рабочих задач» и предложила на примере конкретных упражнений порассуждать, как игры могут помогать управленцам. По мнению Анастасии, речь в этом случае идёт не только о баллах, очках, бонусах и всевозможных рейтингах, но и о том, как разнообразить трудовые будни, гармонизировать отношения внутри трудового коллектива.
Участники воркшопа тянули жребий с номером команды, а в качестве первого задания нарисовали себя на листе офисной бумаги и пустили рисунок по часовой стрелке. Сосед слева должен был проанализировать портрет и дописать на лист несколько характеристик его автора. Через некоторое время рисунки вернулись к создателям с богатой «обратной связью».
Затем команды получили кейсы, которые предстояло решить в шутливой форме, коллективно выработав пять вариантов действий. Например, застряв в лифте с сотрудником, которого ты, как руководитель, только что уволил, можно было подраться с ним, вместе спеть или угостить конфетой.
Следующим командным заданием стало использование хорошо известной в различных образовательных практиках, но сокращённой до трёх технологии «шести шляп». На первом уровне «мечтателя» требовалось предлагать все возможные варианты решения вставшей перед предприятием проблемы, даже самые невероятные, а на третьем, последнем, — критиковать их.
С сожалением приходится отметить, что предложенные Анастасией задания были взяты из корпоративного обучения для «бизнеса вообще» и никак не учитывали специфику культурной индустрии, в частности, театральной. Адаптировать их к деятельности конкретных учреждений культуры «на лету» пришлось самим командам.
Сны бомжей и говорящие рыбы
Мастер-класс по актёрской визитке, начавшийся в зале мини-театра параллельно с воркшопом, затягивался, поэтому доцент РГИСИ Юлия Анатольевна Клейман смогла начать лекцию «Театр вне себя. Сайт-специфические опыты в России» позже запланированного времени и заметно нервничала.
Содержание нынешней лекции существенно отличалось от прозвучавшей летом 2019 года в рамках образовательной программы очередного фестиваля «Точка доступа».
Для начала Юлия Анатольевна определила «сайт-специфик» как театр особого места, где пространство играет роль персонажа. В качестве исторических примеров постановок в формате сайт-специфик она привела поставленную на Дворцовой площади в 1920 году мистерию «Взятие Зимнего» Николая Евреинова и спектакль Сергея Эйзенштейна 1924 года «Противогазы». При этом и в более поздние советские годы спектакли вне театрального пространства имели место. Так, согласно статье, опубликованной в журнале «Шаги» № 4 за 2019 год, московская самодеятельная студия Вячеслава Спесивцева в 1974 году провела в электричке спектакль «Не больно?» по повести Анатолия Алексина.
Порекомендовав слушателям несколько книг по теме (например, «Большие города и духовная жизнь» Георга Зиммеля, «Одинокий город» Оливии Лэнг, «Книга тишины. Звуковой образ города» Сергея Румянцева), Юлия Клейман перешла к рассказу о современных сайт-специфик спектаклях, некоторые из которых входили в культурную программу фестивалей «Точка доступа»: «В сторону белого КАМАЗа» в Удельном парке, «Кентерберийские рассказы», в гипермаркете «Максидом», «Мокрая свадьба», театра АХЕ на пляже Петропавловской крепости.
Юлия Анатольевна подробно остановилась на спектаклях «Чехов уходит из театра» (игравшемся в 2021 году в историческом здании Александринского театра в рамках фестиваля «Другая сцена»), “Location” Пермского театра оперы и балета (зрителям требовалось пройти путём почтальона, послушать рассказ работающей на хлебозаводе девушки — город оживал голосами его жителей), а также “Poe-tri” «Театра. На Вынос». Рассказывая о поэтической прогулке, придуманной Алексеем Ершовым и Максимом Карнауховым, Юлия Клейман сказала: «Строчки поэта неожиданно оказывались написанными мелом на доске в баре, уличный музыкант начинал петь песню на стихи этого поэта, потом зрители проходили мимо аквариумов на Кузнечном рынке…». В этот момент показалось, что сейчас лектор продолжит: «Рыбы в аквариуме на Кузнечном рынке начинали декламировать стихи поэта». Что ж, от Алексея и Максима можно было ожидать и такого.
Последней категорией сайт-специфик спектаклей, о которых рассказала Юлия Анатольевна, стал так называемый «Театр горожан» (документальный театр). В частности, речь шла о спектаклях пермского театра «Немхат» — «Коми-пермяцкий алфавит» и «Улетают птицы». В первом случае средствами танца непрофессиональные актёры, студенты ряда пермских вузов, «оживляли» буквы коми-пермяцкого алфавита, во втором зрителю требовалось прийти в местный ботанический сад и слушать там в наушниках записи воспоминаний пожилой учительницы.
В финале лекции Юлия Клейман успела рассказать о проекте Константина Учителя «Маршрут Старухи» и даже показала обзорный видеоролик с променада 2021 года в Таврическом саду, где на скамейках спали «бомжи», «сон» каждого из которых можно было послушать при помощи qr-кода.
В следующий раз мы встретимся с Юлией Анатольевной уже через неделю на Лаборатории «Маршрута Старухи».
Театр как рок-звезда
После обеда в салонном зале состоялся трёхчасовой круглый стол «Современный театр: границы возможного/невозможного», куда были приглашены все участники форума без разделения на направления. Его модератором стал Сергей Анатольевич Морозов. Прежде чем предоставить слово ключевым участникам дискуссии, он сформулировал основные тренды, актуальные в 2023 году: разделение театра на классический и современный; на театр, ставящий только традиционные и только новые пьесы; на столичный и региональный театры; изменение репертуарной политики, связанное с соблюдением авторских прав (из семи иностранных пьес есть возможность поставить только одну); специфика театрального процесса, связанная со специальной военной операцией; превращение режиссёрского театра в директорский на примере БДТ.
Театральный критик и куратор Александрина Шаклеева рассказала о наиболее ярких спектаклях прошлого сезона в сфере объединения образования и театра. Это постановка московского камерного театра «Среда 21» по «Капиталу» Маркса с текстом, написанным философом Алексеем Цветковым; проект Тюменского молодёжного центра «Космос» «Изобретая повседневность» — преподаватель бежит по беговой дорожке и читает обычную лекцию. Также Александрина упомянула документальный спектакль московского творческого объединения «Где я» «Шесть бывших свиданий», посвящённый знакомствам в приложении «Тиндер».
Настоящей «звездой» круглого стола стал режиссёр, создатель «Плохого театра» Дмитрий Крестьянкин. Изложенная им концепция существования «Плохого театра», почти полностью исключающая оборот денег, вызвала пристальное внимание участников форума и спровоцировала жаркую, но мирно завершившуюся дискуссию с немолодым режиссёром из Гатчины. «Театр, как рок-звезда, должен ярко гореть и умереть молодым», — эта мысль Крестьянкина вызвала заслуженные аплодисменты слушателей.
«Мне сложно с современной драматургией, пьесы не нравятся», — признался Дмитрий, рассказывая о создании спектакля «Квадрат», который основан на воспоминаниях самого режиссёра и его друзей о жизни в девяностых годах прошлого века.
Директор Дагестанского государственного русского драматического театра имени Горького Тимур Магомедов поделился опытом развития театра и поддержки актёров. Участники форума с нескрываемым интересом восприняли рассказ о введении в театре медали «Призвание», которая позволяет выдающимся актёрам получать надбавку в размере 15% до получения республиканского звания Заслуженного артиста. К безусловным успехам Тимур Гаджимагомеддибирович отнёс организацию фестиваля национальных театров, создание пресс-службы театра, активизацию работы в социальных сетях, электронные продажи билетов. Немало внимания он уделил антитеррористической защищённости здания театра. Сергей Морозов воспринял эти слова настолько серьёзно, что уже через два дня охранник театра «На Литейном» не просто встречал зрителей, но и с ручным металлодетектором осматривал их сумки и рюкзаки.
Юлия Клейман живо откликнулась на вопрос о работе театров с подростками. По её мнению, подростковой драматургии много, но её немного ставят и получается это не всегда удачно. Юлия Анатольевна констатировала отрыв театра от реальных подростков, заметив, что «это не безопасная, а суперопасная территория, поэтому на неё никто не идёт». Из-за существующих законодательных ограничений многие пьесы автоматически получают возрастное ограничение «18+», поскольку затрагивают темы отношений между полами, наркотиков, суицида и жестокости. «В итоге остаётся безопасный театр, в котором нельзя сказать ни об одной проблеме, — с горечью сказала Юлия Клейман. — Подросткам не дадут высказаться об актуальных проблемах именно так, как они бы хотели. Хочется откровенного разговора, а сделать его сложно».
Хилая птичка
Образовательная программа последнего дня работы форума состояла из двух лекций, которые также прошли в салонном зале без разделения на направления.
В десять утра специалист по созданию и развитию личных и корпоративных брендов Георгий Безбородов представил любопытный обзор брендов культурных проектов и организаций, назвав своё выступление «Осознать / не потерять себя». Под брендом Георгий предложил понимать как «клеймо, комплекс эмоций, ассоциаций», так и «единую философию, которая направляет всех к совместному труду, даёт точную культурологическую настройку».
Исторический экскурс лектор начал с бренда России, сравнив несколько изображений государственного герба. «Вот эта птичка довольно хилая», — показал Георгий на изображение двухглавого орла на печати Ивана III. Дав высокую оценку единой стандартизированной геральдике республик Советского Союза, он раскритиковал пёстрый набор вариаций на тему двухглавого орла у различных министерств современной России. «Для внешнего мира современная Россия отсутствует как цельный образ, — заметил лектор. — Или «современная» или «Россия».
При этом формирование указанного цельного образа крайне важно именно сейчас, поскольку, как сказал Георгий: «Ещё никогда не наблюдалось такое выпиливание русского из мирового контекста».
Разбор брендов собственно культурных институций лектор начал с ребрендинга московского театра «Современник». Трудно согласиться с тем, что в довольно заурядном шрифте без засечек, которым отныне оформляется название театра, нет эмоций, зато присутствует стандартизация.
Удачным примером создания бренда театра Георгий назвал Екатеринбургский государственный театр оперы и балета, у которого появилось обозначение Ural Opera Balet. При этом такой странный графический изъян, как разное начертание у буквы «А» в логотипе театра, лектор обсуждать отказался.
Отметив, что «логотип должен быть виден издалека, в любом масштабе, при любом освещении, должен бросаться в глаза на пресс-воллах», лектор позитивно воспринял логотип форума.
Ответственность за конфликт
Коуч и конфликтолог Ирина Баржак провела эффективный и полезный мастер-класс «Как справляться с провокационными вопросами».
Обучение поведению в конфликтах началось с психодвигательного теста на стресс и упражнения с ладонями. Затем Ирина дала участникам форума несколько принципиально важных советов и установок: «главное — сохранять спокойствие», «обесценивают только то, что ценно», «всегда дословно записывать, что говорят вам в конфликте (не обязательно в моменте), потому что человек говорит о собственном внутреннем конфликте», «ответственность в конфликте лежит на нападающем». Основное время мастер-класса было посвящено рассмотрению шести приёмов ответа на провокационные вопросы и общению со зрителями.
Сразу по завершению выступления Ирины прошла церемония закрытия образовательной программы с вручением удостоверений о повышении квалификации.
Художественный руководитель — директор театра «На Литейном» Сергей Анатольевич Морозов специально для Охтинского пресс-центра кратко подвёл итоги второго форума и упомянул о событиях образовательной программы, которые не вошли в наш обзор.
Второй форум-фестиваль «Область театра» расширил аудиторию, спектр тем, географию участников по сравнению с первым Форумом, прошедшим в октябре 2021 года. Новое время вносит новые акценты. Например, был предметно рассмотрен уже опробованный участниками форума ресурс виртуальной образовательной платформы «PRO.Культура.РФ» и, конечно, мы не могли миновать жарких профессиональных обсуждений «Пушкинской карты». Снова возвращались к истокам профессии, базе актёрского мастерства: голосу и слову звучащему и действующему.
Мы открывали новые горизонты в сфере креативных индустрий; digital-маркетинга; медиарасширения, которое ещё вчера казалось фантастикой; синтетических театральных жанров (site-specific и playback-а, театра предмета); грантовой и фондовой поддержки, меняющейся год от года.
Точкой пересечения творческого и практического маршрута форума стали два больших круглых стола, где каждый из участников, гостей и экспертов мог поделиться своим виденьем будущего, и самое главное — настоящего театра; выразить опасения, надежды и чаяния.
Будучи ещё очень юным организмом, форум снова доказал простую истину, содержащуюся в хорошо известной и любимой многими детской книге: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!»
Именно этим мы и планируем заниматься в ближайшие, надеюсь, долгие-долгие годы жизни нашего проекта. Объединять, созидать, творить будущее сегодня вместе с Ленинградской областью и всей Россией.
Текст: Евгений Веснин
Фото: Сергей Рыбежский
Прокомментируйте первым "С кем вы, работники культуры-2"