С 17 по 21 апреля в Киришах проходил второй Межрегиональный культурно-образовательный форум-фестиваль «Область театра», организованный при поддержке правительства Ленинградской области по инициативе театра «На Литейном» и объединивший работников культуры нескольких регионов России.
И пусть никто не уйдёт обиженным
В среду, 19 апреля, образовательную программу в потоке «Организация» открыла лекция основательницы проекта «Пишем грант» Анны Яковлевой «Гранты для культурных проектов: инструкция по применению».
По словам Анны, написание грантовых заявок (грантрайтинг) — это навык, которому может научиться любой человек. При этом в успешном одобрении составленной заявки лишь 10 процентов приходится на удачу и везение, остальные 90 процентов составляет расчёт, основанный на знании грантрайтинга. А особенно важно уметь написать такую заявку, которую невозможно не поддержать, — значимую, аргументированную, пронизанную безупречной логикой, подкреплённую реалистичным бюджетом и письмами поддержки от авторитетных партнёров.
К особенностям грантового финансирования лектор отнесла безвозмездный целевой характер финансирования, заявительный характер участия в конкурсе, направленность на поддержку полноценно спланированных проектов, конкурсный отбор по открытым или закрытым критериям.
В ходе лекции Анна постаралась развеять два мифа: грант — это лёгкие и быстрые деньги; грант — это деньги «для своих». Она посоветовала слушателям внимательно изучать положение о грантовом конкурсе: в разделе «Общие положения» уяснить цель конкурса, обязательно ознакомиться с требованиями к заявителям и критериями оценки заявок.
При подготовке писем поддержки заявляемого на грантовое софинансирование проекта Анна предложила обращаться к трём группам возможных партнёров. Первую могли бы составить местная администрация, депутаты, различные статусные лица; вторую — СМИ и площадка, где планируется провести мероприятия; третью — творческие коллективы, артисты, а также, например, типография, где будет изготовлена печатная продукция для будущего культурного проекта.
В процессе составления документации важно обращать внимание на раздел «Актуальность», обозначая её в привязке к конкретной территории, целевой группе или проблеме, а при аргументации значимости указанной проблемы использовать статистику, цитаты авторитетных лиц, результаты опросов.
При оформлении календарного плана мероприятий проекта необходимо указывать наименования и сроки проведения всех мероприятий — даже тех, которые на первый взгляд кажутся незначительными.
При составлении бюджета важно, по словам Анны, «просить ровно столько денег, сколько нужно». А при указании объёма и характера софинансирования не забывать, что даже собственные ресурсы должны быть подтверждены гарантийными письмами.
Наконец, в репутационной части необходимо указать формальную информацию о заявителе, продемонстрировать его опыт, доказать собственную информационную открытость.
В ходе лекции также были рассмотрены примеры из аудитории: особенности подачи заявок на проведение фольклорного фестиваля и ярмарки хлеба.
Даёшь спектакль в ванной
После перерыва в пространстве мини-театра, также в потоке «Организация», о театре в креативных индустриях рассказал доцент НИУ ВШЭ, заместитель главного редактора журнала «Театрал» Виктор Борзенко. Будучи преподавателем высшей школы, он начал лекцию с определений. Так, под креативными индустриями Виктор предложил понимать хозяйственную деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, осуществляемая путём производства и эксплуатации интеллектуальной собственности (знаний и информации).
Лектор отметил, что впервые термин «культурные индустрии» возник в середине прошлого века, его ввели представители неомарксистской Франкфуртской школы Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно в своей работе «Диалектика просвещения», где рассматривали, в частности, индустриализацию культурного производства. Развил это понятие российский культуролог Андрей Флиер в тексте «Культурные индустрии в истории и современности», где разделил культурное творчество и унифицированные продукты.
Отношение представителей разных поколений к новым технологиям и цифровизации театрального процесса Виктор пояснил на примере введения микрофонов у артистов. Если для представителей старой школы это неприемлемо (актёр должен охватывать весь зал мощью естественного речевого аппарата), то молодые специалисты рассуждают иначе (зачем надрываться, если есть техника).
Во второй части лекции были рассмотрены кейсы, связанные с развитием в жизни театров так называемого «бэкстейджа» и появлением высокотехнологичных спектаклей. К первой категории Виктор отнёс видеоролики с участием актёров и театрализованные экскурсии, в том числе по закулисью. Впервые такие экскурсии больше десяти лет назад стал проводить московский театр имени Вахтангова.
Во второй категории лектор упомянул Zoom-спектакли (начиная с уже классического «Выбрать троих»), спектакли в виртуальном игровом пространстве Sims и Minecraft, спектакли с использованием виртуальной реальности («Я убил царя» Михаила Патласова), американский аудиоспектакль-погружение Bath, который нужно слушать в ванной, а также ставший популярным во время локдауна «Алло» Бориса Павловича.
Отдельно Виктор отметил находящийся в стадии разработки магистрами ВШЭ онлайновый квиз по Александринскому театру с реальными призами, которые можно будет получить в театре (сувениры с символикой или скидки на билеты). Его участникам предстоит постепенно знакомиться с этапами истории театра, раз за разом открывая фрагмент исторического здания на Театральной площади и слушая аудиозапись.
Русскость Островского и европейскость Достоевского
После обеда в рамках направления «Творчество», ориентированного в первую очередь, на актёров и режиссёров, состоялся круглый стол под названием «Островский не Достоевский. Структурные особенности драматургии Островского» с участием четырёх профессоров театральных вузов двух столиц.
Во вступительном слове модератор круглого стола Наталья Скороход предположила, что все докладчики динамично выступят в течение первых полутора часов работы, а после перерыва пройдёт свободная дискуссия со всеми желающими участниками форума. Реальность показала, что исторический анализ русского театра невозможно уложить в 20–25 минут, он нуждается в значительно большем количестве времени.
Профессор ГИТИС Нина Алексеевна Шалимова назвала свой доклад «Островский и Достоевский. Время. Пространство. Человек» и начала со сравнения двух великих литераторов. Оба они творили в эпоху становления капитализма и первоначального накопления капитала. Предметом исследования у обоих стал русский человек, врастающий в капитализм. Оба автора принадлежали к культурному типу «русского европеизма».
При этом Нина Алексеевна неоднократно отмечала и иллюстрировала «русскость Островского и европейскость Достоевского». Они проявлялись, например, в отношении к новой российской столице. Так, действие ни одной из пьес Островского не происходит в Петербурге. Он обходит Петра I и продолжается в старорусском типе. Петербург у Островского — нечто отдельное от русской жизни. «Питер — город холодный и люди в нём такие же». В то же время Москва — сердце России, неотделимое от самой России. Эти различия отметил и Александр Герцен: «В Петербурге всё русское европеизируется, а в Москве всё европейское русифицируется».
Если персонажи Достоевского зависают между европейским разумом и русским здравым смыслом, то персонажи Островского принципиально обыкновенны. Островский занимается обыкновенностью человека, Достоевский — экстремальностью.
У обоих время — парная категория к понятию «вечность», а пространство — парная категория к понятию «бесконечность». Точкой схождения же является человек, олицетворяющий триединство тела, души и духа: душа выше тела — она одушевляет тело, а дух выше души — он одухотворяет и тело, и душу.
Крупнейший специалист по истории русского театра профессор РГИСИ Николай Викторович Песочинский сообщил, что читает студентам 30-часовой курс, посвящённый Островскому и истории постановок его пьес. Одной тридцатой частью этого курса Николай Викторович щедро поделился с участниками форума.
Особенно ярко профессор живописал постановку «Снегурочки» Константином Станиславским: «Сугроб становится медведем. Бегает наивный ребёнок Снегурочка и не понимает, что она делает. Станиславский хотел, чтобы при Леле всегда был козлёнок. Надо загримировать собаку под волка, чтобы на сцене всегда был волк».
Заведующий кафедрой зарубежного театра Вадим Игоревич Максимов посвятил доклад на тему «Островский. Как закалялась драма» влиянию творчества драматурга на театр двадцатого века. В финале Вадим Игоревич с сожалением отметил, что ни в двадцатом, ни уже в двадцать первом веке не нашёл сценического воплощения Велимир Хлебников, создавший около двадцати пьес. Одна из них, написанная в 1908 году, носит название «Снежимочка» и является подражанием Островскому. После специального голосования участников форума профессор целиком прочитал третье деймо (действие) этой пьесы, в котором были явно пророческие строки: «Но ты останешься одна — Завет морского дна — Россия», «И цветень сменит сечень, И близки, близки сечи».
Чтобы оставить хоть немного времени на «свободный микрофон», Наталье Скороход пришлось значительно сократить собственное выступление «Островский и Достоевский: кто лучше учит драматургии?». Наталья Степановна рассказала, что раньше старалась приглашать на мастер-классы в РГИСИ выдающихся драматургов современности, — например, Ивана Вырыпаева или Максима Курочкина. Позже решила обращаться за помощью к ушедшим из жизни авторам. «Если бы был небольшой бюджет, кого бы я пригласила: Островского или Достоевского?» — задалась вопросом профессор. После кратких рассуждений она сделала выбор в пользу Островского.
В финале трёхчасовой дискуссии всё-таки прозвучали два вопроса из зала — оба были адресованы Нине Шалимовой. Поясняя причины мизерного количества упоминаний бога в пьесах Островского, Нина Алексеевна сказала: «Запрещено выводить на сцену священников и молиться, значит, у Островского этого не будет. При этом отсутствие религиозной рефлексии закономерно, поскольку Островский занимался обыкновенным. Мы тоже каждый вечер перед сном бога не вспоминаем».
Второй вопрос задал сам Сергей Анатольевич Морозов: «Почему одни пьесы Островского перешагнули через свою эпоху, а другие безнадёжно остались в XIX веке?»
«Смотря кто их читает и как воспринимает», — улыбнулась профессор и сообщила, что сама когда-то упомянула пьесу «На всякого мудреца довольно простоты» как пример творческого бессилия великого драматурга.
Читайте вторую часть!
Текст: Евгений Веснин
Фото: Сергей Рыбежский
Прокомментируйте первым "С кем вы, работники культуры-1"