Поделись, а то не донесешь

Питер Пэн

В Музыкально-драматическом театре «Буфф» в дни весенних каникул прошли премьерные показы музыкального спектакля «Питер Пэн», посвящённые памяти его автора, Заслуженного деятеля искусств России Виктора Борисовича Рябова.

Спектакль рассчитан на юных зрителей, что вносит коррективы в постановку — важно привлечь внимание детей и сделать их участниками спектакля наравне с актёрами. Высокая интенсивность игры и в меру раскрытые, но не затянутые действия. Красочные и запоминающиеся костюмы. Детальная проработка световых эффектов: по кулисам летают герои из мультфильма Уолта Диснея 1952 года, возникают трёхмерные изображения. Благодаря прожекторам оживает и фея Трень Динь: она смеётся, грустит и возмущается на понятном детям языке. Неважно, что это всего лишь почти безмолвный круг на стене — значимо то, что он краснеет от ревности, бегает по потолку и кулисам, живёт вместе с маленькими зрителями.

Пираты тоже не остаются в тени: они неожиданно появляются в зале, с треском ломая «четвёртую стену». Разговаривая с маленькой публикой со сцены, они заставляют её улыбаться и волноваться одновременно. Каждый ребёнок, занимающий кресло в зрительном зале, путешествует вместе с актёрами в мир детства.

Ещё одно грамотное решение адаптирует спектакль для младшего возраста — актёры много танцуют, поют и делают это несерьёзно. Это сближает их с пришедшими в театр детьми и располагает к себе взрослых. Из музыкального сопровождения запомнился рефрен из знаменитой песни Queen “We Will Rock You”.

Кто такой Питер Пэн на самом деле? Мальчик, который хочет жить независимо от остальных и наслаждаться свободой? Нужно рыть глубже, поэтапно снимая слой за слоем. Снимаем обидчивость — обнажается слабина, которую он так тщательно скрывает. Развеиваем напускное безразличие и нежелание находиться под опекой взрослых — становится видной глубокая рана прошлого. Предстаёт абсолютно другой человечек — беззащитный и недолюбленный ребёнок, научившийся скрывать свою сокровенную боль. Ещё в ранних произведениях Дж. Барри упоминается мальчик, сбежавший из дома. Сюжеты книг возникли на основе жизненной истории писателя — его старший брат дожил до 14 лет, после чего скончался, оставшись навечно не повзрослевшим юношей.

Почему же Питер так отчаянно не хочет взрослеть? Всё становится понятным, когда на сцену выбегает папа Вэнди и Джона, раздражённый тем, что дети не спят: «Как глава семьи я несу ответственность за порядок». Тяжёлая ноша с учётом того, что ты не справляешься. Озабоченность, суетливость и постоянное упоминание начальника «Мистера Гопкинса». Жёсткое наказание, применяемое для восстановления собственного авторитета. Можно предположить, что Питера Пэна намеренно оставили ребёнком, сделав из него идеальный пример детства. Наивный, не прошедший взросление. Не увидавший тягот жизни.

Настоящее детство главы потерянных мальчишек не было счастливым. Скорее всего, ему не хватило ласки и внимания. Возможно, он не видел настоящий пример взрослого человека. Взрослого, не разучившегося мечтать, но поменявшего приоритеты на более приземлённые. Мальчика, может, и слушали, но не слышали. Да и не хотели: кому сдалось это детское мнение?

Юные зрители с радостью встречают оборванцев, зачитывающих речитативы. Последние такие же уверенные и независимые, как и их глава. Интересно, что среди потерянных мальчишек нет ни одного мальчика — всех них играют актрисы.

Продолжим читать между строк детского спектакля и обнаружим, что всё на так просто. «У меня была мама, но я её забыл» — простые слова, в которых заключается тяжёлое и непростое содержание. Снимаем резкие привычки — обнаруживаем ранимость, которая расценивается в как слабость. Они просто перестали быть кому-то нужными. Чтобы вернуть покупку, предъявите чек. Да, и проверьте, чтобы не утратились потребительские свойства. Поставьте обратно на полку и наслаждайтесь счастливой жизнью. Таким, как Вы, до лампочки чужие переживания. «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети», — пел маленький мамонтёнок. Как видно, бывает.

А ведь мамонтёнок был прав: каждому нужна мама. Представьте, что мир рушится, и на ваших глазах разбиваются все ваши мечты? Вы бежите к человеку, радующему вас, когда радовать нет сил. Все разговоры о вселенской несправедливости — к маме. Первая гордость — к маме. «Где ты, мама?» — спрашивают герои спектакля «Питер Пэн».

КрюкМежду Питером Пэном и Капитаном Крюком не так много различий — они как две стороны одной медали. И один, и второй подражают выбранным образам. «С крюком я выгляжу страшней», — утверждает Капитан. У них есть «замечательный, самый красивый остров» — единственный дом. Мальчишки и Питер Пэн, Капитан Крюк и пираты — две «семьи», два клана, уживающихся в одной лодке. Непонятно, что будет после смерти Крюка, тщательно задрапированной от детей. Крокодил, внезапно появившийся и внезапно исчезнувший, завоевал множество искренних оваций. Но будет ли до смеха потом, когда жизнь на острове поменяется?

Подпрыгни, оттолкнись и подумай о чём-нибудь хорошем. Например, о шоколадном мороженом. Второй поворот направо, и прямо, пока не настанет рассвет. За чертой взросления ты увидишь мальчика, оставшегося «слишком взрослым для маленького и слишком маленьким для взрослого». Обязательно передай ему привет. Скажи, чтобы принял микстуру и ухаживал за остальными. Но не задерживайся: нас ждёт интересная жизнь, пусть и не на Небывалом острове.

Текст: Александра Евтифьева
Фото: пресс-служба театра

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "Поделись, а то не донесешь"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.