Принять себя, чтобы тебя приняли другие

на сатурне

Константин Сергеевич Станиславский однажды сказал: «Для детей нужно играть так же, как для взрослых, только ещё лучше». Спектакль для малышей — испытание для всех людей театра.

Как выразить сложные мысли простыми словами, увлечь и маленьких зрителей, и их родителей? Ответ на эти вопросы могут дать в театре «Буфф» — на спектакле «Мой дедушка живёт на Сатурне».

на СатурнеПрийти на спектакль стоит за полчаса до начала: внимания заслуживает каждая деталь декорации. На потолке в виде кольца Сатурна выполнена миниатюрная железная дорога, к которой прикреплены детские вещи: от маленького красного стульчика и игрушечного крокодила до сланца и ласт. Около задника сцены висит белая оконная рама, на ней — бумажная ромашка. Большую часть пространства занимают жёлтые парты. Композиция мысленно отсылает к «Маленькому принцу» Экзюпери, хотя явного намёка на повесть в декорациях нет. Только потом одинокий дворник как бы невзначай упомянет, что нужно приводить в порядок свою планету. Мир детства, который кажется очень далёким, вдруг становятся осязаемым.

Кроме ярких декораций спектакль привлекает использованной музыкой, например, песнями «Фильм, фильм, фильм» и «Буги-Вуги». При погружении в музыкальную фантазию сцену обволакивала жёлтая дымка; финал спектакля зрители встретили, находясь в темноте и наблюдая за движениями шаров-планет.

Подготовкой детей к просмотру спектакля занимаются Буффики — работники театра. Они взаимодействуют с первыми тремя рядами, где и сидят маленькие зрители. Вопросы простые и отстранённые, призванные настроить детей на взаимодействие. Интересно, что цель была достигнута: все — как взрослые, так и дети — смотрели спектакль, не отрываясь от сцены, а некоторые вносили свою лепту в постановку.

на СатурнеПсихологические портреты персонажей довольно типичны, но выведены досконально. Мама мальчика (Юлия Игнатьева) чрезмерно опекает сына, всё больше отдаляясь от него. Безмерная гордость за достижения мальчика переходит разумные грани: для неё Вова (Алексей Романович) в настоящем — маленький ребёнок, которого нужно хвалить за любую мелочь. Она постоянно стремится приукрасить сына — сделать его лучшей копией себя, наполнить его жизнь тем, что не смогла реализовать самостоятельно. Показательным становится приход гостьи: она напяливает на сына пиджак, достаёт его медали, за которые теперь мальчику стыдно. «Ты никогда меня не понимала, а дедушка бы понял», — Вова в свои одиннадцать лет не получает необходимой поддержки от, казалось бы, самого близкого человека.

Что же случилось с дедушкой? В спектакле об этом сказано лишь, что тот работал лётчиком. Возможно, дедушки не стало: это объясняет и переезд семьи, и старания мамы убедить сына, что дедушка теперь живёт на Сатурне. Он ни разу не появлялся на сцене, но его присутствие ощутимо во внуке: Вова хочет сконструировать спутник, интересуется авиационно-космической инженерией. Всё продумано до мелочей: даже рюкзак мальчика похож на космическую ракету. «Ты как будто с другой планеты», — сказал кто-то из новых одноклассников Вовы.

Интересна концепция табличек для обратной связи: с одной стороны на них нарисована галочка на зелёном фоне, с обратной — крестик на красном. Поднимая их, ребята из новой школы «приветствуют» Вову — количество красных табличек преобладает. Единственная «галочка» прилетела с реакцией: а ты смешной. Его не приняли таким, какой он есть, просто потому что он другой. Это кусочек жизненного опыта Екатерины Соболевой, режиссёра-постановщика и автора сценария, — социум оценивает человека исходя из степени его принадлежности к стандартам.

на СатурнеСпектакль с уверенностью можно назвать молодёжным: некоторые его фрагменты заставляли недоумевать родителей. Улыбку вызывали комментарии юных зрителей: в полной тишине с переднего ряда раздалась фраза: «Ни фига себе», а кто-то неосознанно цитировал Масяню со словами: «Опять ты». Шутки в спектакле были и взрослые, и детские: никакого чёрного юмора, только «светлый» серотонин.

Одной из ключевых стала тема виртуальной жизни детей. Прошлое окружение Вовки осталось по ту сторону экрана, и всё, что теперь их связывает, — это виртуальные игры. Мальчик готов играть — такие друзья уже рядом со словами «весёлый смайлик»: они рады, когда Вовка рад. А что, если мальчику грустно? Им, как «хорошим» друзьям, тоже грустно, только грустят они не вместе. Раздельно. Это «грустный смайлик». Их «дружба» не распространяется на жизнь: она всегда ищет выгоду. Только Димка, настоящий друг, всегда рядом.

Сколько бы люди ни предавали друг друга, неизменной остаётся мораль: главное — не предать себя. Сдаться мы всегда успеем, и в этом Димка прав. Каждый сам несёт ответственность за собственное счастье, а верные люди со временем окажутся рядом. Главное — верить, что дедушка живёт на Сатурне.

Текст: Александра Евтифьева
Фото: пресс-служба театра «Буфф»

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "Принять себя, чтобы тебя приняли другие"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.