Музыкальный рычаг

политика

В Государственном музее политической истории России 15 июля прошло открытие новой временной экспозиции «Политика и музыка».

терменвокс

терменвокс

Прежде в музее уже делали выставки, основой которых была связь между, казалось бы, далёкими друг от друга сферами, — например, «Политика и мода». В этот раз создатели наглядно отразили то, как политическая мысль отражалась в популярных музыкальных жанрах эпохи.

В конце XIX века таким жанром была опера, ведь только через синтез музыки и речи можно точно и недвусмысленно выразить собственное мнение. Поэтому начало экспозиция берёт с оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя». Через четверть века появляется Русское Музыкальное Общество (РМО), которое поддерживает отечественных композиторов и одновременно — официальную идеологию. Это, по словам одного из участников общества, помогало не только в развитии музыкантов, но и в образовании публики, формировании её вкусов. Так музыка становится для политиков ещё одним рычагом влияния. При этом важно, что ни РМО, ни представители власти не запрещали произведения зарубежных композиторов, и в специализированной прессе частенько появлялись заметки о концертах в Европе.

На протяжении всего XX века музыка не отделялась от политики (на открытии даже шутили, что В. И. Ленин был прародителем электронной музыки, потому что однажды играл на терменвоксе — первом электронном музыкальном инструменте), хотя далеко не все музыканты пытались добиться перекрёстного влияния этих сфер. Несмотря на наличие у композиторов разных взглядов на политизированность музыки, многие популярные авторы подверглись тем или иным притеснениям со стороны государства. На выставке представлены детали конфликта государства и музыкантов. Множество газетных вырезок, документов и дневниковых записок фигурантов этого разлада свидетельствуют о том, что обе стороны понимали значимость музыки как в современном мире в целом, так и в отношениях между народом и властью.

Сейчас, после столетнего взаимопроникновения, немыслимо представить, что музыка и политика живут раздельно, нигде не пересекаясь. Особенно в нынешних обстоятельствах, когда концерты некоторых исполнителей откровенно запрещают или исполнитель подвергается культуре отмены со стороны организаторов концертов или своей же публики.

Экспозиция даёт обобщённое представление о механизмах влияния государства на музыку, благодаря которым музыкантов делят на тех, кто делает громкие заявления, и тех, кто держится подальше от политических тем. Времена меняются, а политические рычаги влияния — нет. Хотя, вопрос о том, насколько музыка должна быть политизированной, всё ещё остаётся открытым. Ведь начиналось всё с личной инициативы и желания выразить собственную, а не общественную позицию. Однако, такая инициатива быстро перетекла в выражение народного мнения, музыканты становились своеобразными глашатаями, прошедшими тернистый путь от подполья до полной легализации.

Мне кажется, справедливо будет учитывать, что без общественного запроса не было бы и такого выражения. Искусство ради искусства существует только в благоприятных условиях, поэтому отрицать и стараться не замечать такую форму выражения политического мнения, как музыка, просто неэтично. Отечественные музыканты делают чужую работу уже на протяжении сотни лет, и если это помогает обществу, то их усилия оправданы.

Текст и фото: Дарья Ушакова

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "Музыкальный рычаг"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.