В пятницу, 27 ноября, на большой сцене Мюзик-холла состоялся торжественный концерт «Мастранджело-гала», посвящённый 55-летию художественного руководителя театра Фабио Мастранджело.
Если гости гала-концерта давно заполнили зал и выразили готовность наслаждаться музыкальным вечером всеобщими аплодисментами, то вышедшему на сцену оркестру «Северная Симфония» необходимо было настроиться: характерный для прелюдирования гул пронёсся от деревянных к медным и, наконец, струнным инструментам, ведомым лидирующей скрипкой концертмейстера Сандры Шиндер.
На экране позади музыкантов высветились две одинаковые цифры, иллюстрирующие новый возраст именинника и юбиляра — 55 лет. Жадно потянулись к красивому числу две легко узнаваемые ладони, под магической властью которых обе пятёрки исчезли как по мановению волшебной (или, вернее сказать, дирижёрской) палочки. Серьёзный на видеозаписи маэстро взмахнул руками — и триумфально протрубили фаготы, подхваченные величавым унисоном скрипок и флейт: вступление Марша № 4 из цикла «Торжественные и церемониальные марши» Эдуарда Элгара сообщило зрителям, что с минуты на минуту должно произойти знаменательное событие. И оно свершилось, притом в весьма оригинальной манере: подобно глашатаям, трубачи объявили выход Фабио Мастранджело, буквально пробежавшего мимо зрительских рядов навстречу своему детищу.
К слову, основанному художественным руководителем театра «Мюзик-Холл» симфоническому оркестру в следующем году исполнится пять лет — тоже, по сути, юбилей. Корреспондентка ОПЦ поинтересовалась у Мастранджело, планируют ли они отмечать это событие: «Конечно! Мы обязательно что-нибудь придумаем — и внутренний, и внешний праздник (смеётся)… Мы каждый год отмечаем день рождения: ужинаем все вместе и делаем мы это, конечно, с удовольствием, потому что у нас очень дружный коллектив». Маэстро не без нотки гордости рассказал о главной особенности «Северной Симфонии»: «Очень многие отмечают, что в ней не обычная рабочая атмосфера, а более дружная, и тем не менее мы достигаем очень хороших результатов». Секрет столь успешной гармонии кроется, по личным наблюдениям Мастранджело, в человеческом отношении руководителя оркестра к музыкантам: «Это доказательство того, что не надо себя вести как дирижёр-диктатор, а можно вести себя вполне адекватно, демократично, — и всё получается. Всё зависит, конечно, от уважения, которое люди испытывают друг к другу».
Лояльная политика Мастранджело очевидно оказывает благотворное влияние на его подопечных: достаточно взглянуть на умиротворённые улыбки музыкантов. «Фабио — солнечный человек, — так охарактеризовал именинника вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Кириллов в приветственной речи. — И не потому, что он родился в Италии, в городе Бари, — а он просто излучает солнечный свет для всех, кто находится рядом с ним!» Вообще Фабио обладает редким сочетанием наиболее ценных для публичного человека качеств: волевым характером — благодаря которому сумел, совместно с директором Юлией Стрижак, воссоздать театр «Мюзик-Холл» в здании потерявшего смысл игорного заведения, — и природным умением располагать к себе людей.
В гала-концерте приняла участие пятёрка артистов мирового масштаба — ближайших друзей юбиляра, с которыми тот уже неоднократно сотрудничал. Среди них — известная ведущая авторской программы «Нескучная классика» Сати Спивакова, ставшая второй главной фигурой вечера: её виртуозное владение словом и вниманием публики превратило концерт в действительно увлекательное зрелище. Одно только приветствие Сати, в шутку назвавшей Фабио гостем её программы, развеселило не только аудиторию, но и ценящего юмор дирижёра: «Сати, ты же знаешь, как я тебя люблю…но сегодня ты у меня в гостях!» Компромисс был найден, и в перерывах между выступлениями ведущая вела с Мастранджело философские беседы, направив всё внимание на раскрытие его личности.
Была объявлена первая гостья вечера — солистка Санкт-Петербургского музыкального театра «Зазеркалье» Ольга Черемных. Молодая певица исполнила арию Терезы из оперы Франсиса Пуленка «Груди Терезия», комичность которой обещана самим названием. Согласно сюжету, строптивая героиня не желает покоряться мужской воле, посвящая жизнь обслуживанию домашних, что становится камнем преткновения в отношениях с супругом. «Подай мне мясо, говорю тебе!» — пропел на французском возмущённый Мастранджело, обернувшись к Терезе.
На протяжении всего концерта маэстро постоянно взаимодействовал с артистами. Так, вышедшего на сцену знаменитого гитариста, обладателя множества престижных международных премий Дмитрия Илларионова Фабио назвал «близким другом» и заключил в крепкие дружеские объятия.
Музыкант устроился поудобнее, расположив под левую ногу подставку. Зал терпеливо ожидал. Неожиданно дерзко вылетели из-под натянутых струн гитары первые аккорды «Дьявольского каприччио» М. Кастельнуово-Тедеско — инструмент словно взвился, и подыгрывавшие ему кастаньеты нервически подчёркивали каждый такт. Достигнув своего пика, страстные испанские мотивы нашли убежище в сказочном глиссандо арфы, и слушатели окунулись в романтическое адажио… «Браво!» — воскликнули восторженные зрители, как только прозвучало три мощных заключительных аккорда. Словно сроднившийся с гитарой Илларионов не сразу раскрыл глаза — настолько им овладела только что сыгранная композиция…
В очередной беседе Сати с Мастранджело выяснилось, что тот очень любит низкие голоса, «особенно, если они поют “Клевету” из оперы “Севильский цирюльник”». Тут маэстро многозначительно покосился на ведущую. Намёк был понят и тотчас исполнен: певучая мелодия скрипок и флейт аккомпанировала узнаваемому басу всемирно признанного оперного певца, обладателя двух премий «Грэмми» и, к тому же, большого друга дирижёра — Ильдара Абдразакова. Льющимся, словно обёрнутым бархатом голосом представительный артист в самом деле исполнил арию дона Базилио из итальянской оперы Джоаккино Россини. “Un tremuoto, un temporale, un tremuoto, un temporale!” — припевы звучали пронзительно, подобно громовым раскатам, однако певец не забывал пригрозить Фабио пальцем и обменяться с ним плутовской улыбкой.
Выдающееся мастерство показал молодой пианист Станислав Чигадаев. Не успел он усесться на банкетку, как пальцы его потянулись к клавишам и набрали, по просьбе ведущей, банальную последовательность нот «фа-ми-соль-ми». Однако талантливый музыкант настолько увлёкся звучанием родного инструмента, что банальные три аккорда «для разогрева» переросли в короткую импровизацию. «Рахманинов!» — отозвался очевидно восхищённый Мастранджело. Протяжный, как бы игриво подмигивающий звон трубы погрузил зрителя в длительный круговорот «Трёх прелюдий» Джорджа Гершвина. Оркестр оживился как никогда раньше: тромбоны и саксофоны, кларнеты, скрипки и барабаны то кокетливо чередовались друг с другом, то сплетались в гармонично-благозвучную мелодию… Сцена буквально заиграла новыми красками иллюминации, а головы особо восприимчивых к музыке зрителей вторили бодрому ритму композиций. К слову, в них явно прослеживались мотивы джаза и блюза, что неудивительно — композитор ведь американский.
Нельзя не упомянуть повторно гитариста Дмитрия Илларионова, солировавшего с многогранным «Аранхуэсским концертом» Хоакина Родриго. Перед публикой предстала картина подлинного единения музыканта с его инструментом: каждая нота, преисполненная печалью и трагизмом, отражалась на выразительном лице Дмитрия, а с гитарой он обращался по-отцовски нежно. Это выступление надо увидеть — оно не поддаётся словесному описанию.
Между прочим, неспроста Мастранджело шутливо называет своего интернационального друга испанцем: гитарист неоднократно побеждал на Международном конкурсе имени Франсиско Тарреги в Испании, там же завоёвывал призы зрительских симпатий. «Наши люди везде!» — гордится именинник Фабио.
Завершился гала-концерт с мексиканской «перчинкой» — оперной песней Агустина Лара «Гранада» в исполнении обольстительного Ильдара Абдразакова. Кружась в виртуозном танце, он преподнёс зрительницам в партере по одной гранатово-красной розе. Впрочем, именинник тоже не был обделён вниманием: за вечер на пульте дирижёра выросла гора букетов.
Фабио Мастранджело, художественный руководитель театра «Мюзик-холл»:
«О, конечно, за кулисами праздник продолжался! (смеётся)
Естественно, было очень много подарков, поздравлений… И это ещё несколько дней продолжалось, потому что очень много людей писали, и я старался всем ответить лично. Поэтому это непростая такая работа. Думаю, поздравлений было около тысячи, если не больше».
Текст: Марта Марци
Фото: пресс-служба театра «Мюзик-холл»
Прокомментируйте первым "В день рождения музыку заказывает маэстро"