Полина Жеребцова. Свет, который можно услышать

Полины

В 2020 году в питерском культурном центре «Открытое пространство» открылась выставка картин Полины Жеребцовой «Лисьи огни».

Лапландский бельчонокПрежде всего в её картинах поражает совершенно особое состояние света. И дело здесь не только в том, что одна из главных тем её картин — северное сияние, которое само по себе уникально и разнообразно, богато на световые нюансы. Начать с того, что, если внимательней присмотреться к работам, на них не удастся найти определённый источник света. Свет как бы равномерно пульсирует локальными вспышками на всём пространстве картины.

Неслучайно среди любимых художников Полины — Эль Греко и Ван Гог, у которых тоже были особые отношения со светом. Так, во многих работах Эль Греко свет не имеет определённого источника, не соотносится ни с искусственным, ни с естественным светом, а воплощает некий метафизический свет, имеющий божественную природу. Ван Гог тоже выстраивает свет особым образом. В его работе «Прогулка заключённых» свет подчиняется совершенно безумной логике: он как будто вспыхивает то здесь, то там, тени также появляются совершенно произвольно, никак не соотносясь с физической реальностью.

Планета SUOMIПри этом отсутствие определённого источника света не делает световую атмосферу картин Полины Жеребцовой неопределённой или зыбкой. Напротив, она отличается настойчивым световым акцентом, что, в сочетании со строгими диагональными композициями и выверенной, лаконичной цветовой палитрой, создаёт своего рода открытый большой объём светового пространства.

Многие художники пишут северное сияние, но именно в случае Полины Жеребцовой, человека, почти треть жизни которого прошла в реальности военного времени, для которого письмо (чеченский дневник 1994–2004 года) стало повседневной практикой преображения мучительной реальности, кажется далеко не случайным, что свет приобретает столь мощное символическое значение. Cимволично и то, что поиски света, начавшиеся ещё во время Чеченской войны, привели Полину далеко на север, в Лапландию, страну северного сияния, в которой ей дали политическое убежище, и в которой она смогла исследовать материю света во всех деталях.

Волшебство СевераКаждая картина Полины Жеребцовой — это особое преломление или состояние света, будь то вздыбившийся, разноцветный, ветвящийся будто рога оленя, стоящий почти вертикально свет на картине «Волшебство Севера. Небесный костёр для одного зрителя», символизирующий нисхождение духа Северного оленя к людям или горизонтальные, умиротворённые, наплывающие друг на друга будто волны — сдержанные полосы света на картине «Зелёные стражи Севера» или переливающийся как драгоценные камни свет, написанный сухой кистью в картине «Сияющие лампады».

Сама Полина в одном из интервью так рассказывает о цикле «Северное сияние»: «Финны и саамы говорят, что сияние — это свет, который можно услышать. Однажды увидев его, я поняла, что могу им дышать, видеть его переливы внутри своего сознания, структурировать сиянием сны. Мои полотна из цикла “Северное сияние” — это жизнь, полёт сознания, стремление к совершенству. Их можно охарактеризовать стихом из священной книги: “И свет во тьме светит, и тьма не объяла его”».

Полина Жеребцова родилась в г. Грозном 20 марта 1985 года. Пережила на родине две войны, с девяти лет вела дневники, которые впоследствии были изданы на разных языках мира под названием «Чеченские дневники 1994–2004. Муравей в стеклянной банке». Пишет стихи, прозу, сотрудничает как драматург с театрами России и Европы.

С 2012 года проживает в Финляндии.

Картины выставлялись в культурных центрах Финляндии, Швеции и России. В настоящий момент её картины находятся в частных коллекциях США, России, Европы.

Текст: Екатерина Преображенская
Фото: репродукции картин Полины Жеребцовой

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "Полина Жеребцова. Свет, который можно услышать"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.