Охтинский пресс-центр продолжает серию дистанционных интервью со спортсменами. На связи доигровщик волейбольного клуба «Динамо-ЛО» Антон Ботин.
— Антон, как проводите дни на карантине?
— Нахожусь у себя дома. Конечно же, ограничил все контакты. Употребляю здоровую пищу, стараюсь заниматься спортом. Тренажёров у меня нет, поэтому делаю базовые упражнения: отжимания, приседания, выпады. Пользуюсь гантелями, эспандерами и ковриком для йоги. Считаю, что этого вполне достаточно.
Появилось много свободного времени, поэтому читаю, слушаю аудиокниги, смотрю фильмы. Взялся перечитать «Войну и мир», потому что в школе толком не удалось этого сделать. Недавно смотрел трансляцию балета из Большого театра.
— Как Вы отнеслись к отмене чемпионата из-за пандемии?
— Спокойно. Я слежу за спортивными новостями во всём мире. Волейбол — едва ли не последний вид спорта, чемпионат по которому был остановлен. В России уже были приостановлены чемпионаты по футболу, баскетболу, теннису, а мы ещё играли. Это было немного удивительно. Но мы понимали, что со дня на день это случится.
— Какой сценарий был бы, на Ваш взгляд, правильным: полная остановка чемпионата или перенос на лето?
— Конечно, не совсем правильно присуждать места в чемпионате по итогам «регулярки». Теоретически команды могли занять совсем другие места. И всё же, в данной ситуации я считаю это наиболее логичным вариантом. Доигрывать «когда-нибудь» — точные сроки сейчас никто не скажет, а спортсменам в изоляции очень тяжело. Можно поддерживать физическую форму, как это стараюсь делать я, но у нас командный вид спорта, присутствует чувство мяча. Если бы мы доигрывали «когда-нибудь», уровень таких игр уже не соответствовал бы уровню Чемпионата России.
Сейчас сезон в российском волейболе завершён, а следующий год опять получается предолимпийским — Олимпиаду же перенесли. Поэтому было бы логично начать сезон пораньше, чтобы перерыв был не таким большим.
— Как оцениваете свою игру в этом сезоне?
— Я провёл чемпионат относительно ровно, почти все игры был в основе. Поскольку мы вышли в плей-офф, считаю, что задачу-минимум выполнили. Но поскольку не доиграли, о занятом нами месте тяжело говорить, насколько оно объективно.
— Занятое место — это командный результат, а вопрос Вам лично.
— Я не отделяю себя от команды. Например, я бы мог хороший сезон провести, а команда ничего не показала бы.
— Вы уходили из «Динамо-ЛО» на один сезон в «Нову», потом вернулись. Скажите, а почему вообще игроки меняют клубы?
— Часто это решение клуба — не оставлять игрока не следующий сезон. Если игрок уходит по своей инициативе, значит, он получил лучшее предложение, нашёл лучшие финансовые или игровые условия, позволяющие ему развиваться как спортсмену.
— Что повлияло в Вашем случае?
— На момент моего ухода из «Динамо-ЛО» в клубе не было определённости относительно будущего сезона. Мне поступило предложение, которое я посчитал перспективным. «Нова» тогда претендовала на выход в плей-офф. В клубе был подобран интересный состав. Я решил, что это будет правильно для развития карьеры.
— А почему же Вы вернулись?
— Потому что сезон прошёл не так, как я планировал. У «Новы» возникли большие финансовые проблемы, часть игроков вместе с тренером ушла прямо посреди сезона. Тогда я принял решение, что буду пытаться вернуться в «Динамо-ЛО».
— Как Вас приняли обратно?
— Хорошо. Как своего! (смеётся) Понятно, что произошла ротация игроков, но, в основном, всё осталось как было. Тем не менее, со всеми игроками я так или иначе уже был знаком. Поэтому вообще не чувствовал, что до этого провёл сезон вне команды.
— Капитаном после Вас стал Игорь Тисевич. Как у Вас складывается взаимодействие с ним?
— Неплохо складывается. Мы и раньше хорошо общались. Считаю, что в этом плане ничего не изменилось. Логично, что с моим возвращением ничего не стали менять, и капитаном продолжает быть он.
— Когда Вы только получили капитанскую нашивку в «Динамо-ЛО», в интервью для сайта клуба отметили возросшую ответственность.
— Да, безусловно.
— Сейчас Вам легче, в том смысле, что не Вы отвечаете за результат в первую очередь?
— Могу прямо сказать, что капитан не несёт ответственность за результат больше, чем другие игроки. Капитан выступает связующим звеном между тренерским штабом и игроками, острые углы сглаживает. Насколько я понимаю, в этом году Игорь действительно занимался чем-то подобным. А когда ты не капитан, то обычно к этому вообще не причастен, хотя бывают исключения. Иногда тренер доносит до команды некоторые свои мысли через более опытных возрастных игроков.
— Антон, Вы ведь доигровщик? Какие качества наиболее важны для игроков Вашего амплуа?
— Основными качествами считаю скорость, координацию, прыжок.
— Были ли моменты на площадке, когда Вам хотелось опустить руки?
— Конкретных случаев не вспомню. Каждый игрок старается такого не допустить. Тренерский штаб даёт установку играть каждый мяч до конца. Конечно, случаются локальные провалы, тогда мы стараемся побыстрее из них выбраться.
— Когда на площадке случаются форс-мажоры, было ли такое, что Вы не могли решить, кому пасовать или куда забивать?
— Интересный вопрос! Не могу представить себе ситуацию, когда не способен решить… Я ведь решаю каждый раз, когда получаю передачу. Во-первых, аналитический штаб заранее разбирает наши возможные тактические действия, об этом нужно помнить. Во-вторых, оценивать игру необходимо в каждый конкретный момент. Идёт постоянная умственная работа.
— Что Вы чувствуете на площадке?
— Сначала, во время первых розыгрышей, — предстартовое волнение. Потом мы входим в игру и начинаем более уверенно выполнять игровые действия. Когда команда на ходу, присутствует чувство… Не то, чтобы эйфории, но большой уверенности. Каждый из нас хорошо чувствует игру, и всё получается. Если игра удаётся, и всё идёт как надо, появляется чувство уверенности. А если возникают ошибки, то появляется нервозность, ощущается скованность в движениях.
— Вы упомянули удовольствие. А от чего лично Вы получаете больше всего удовольствия во время игры? От самого игрового процесса, от взятого очка, от поддержки болельщиков? Или это абсолютно комплексное ощущение, и Вы не можете ничего вычленить?
— Да, обычно оно комплексное. Но важно и самому выполнять те или иные удачные действия, будь это хорошая подача или уверенный приём. Но чаще — когда забиваешь мяч. Когда так или иначе зарабатываешь очко: подачей навылет, удачным блоком или атакой.
— Сделать эйс — очень приятно в эмоциональном плане?
— Да, потому что это происходит нечасто. И тебе самому, и всей команде это сразу поднимает боевой дух.
— Это какие-то особые ощущения, нежели просто от забитого мяча?
— Нет, абсолютно то же самое.
— Какие планы у Вас на следующий сезон?
— Определённости нет, сейчас идут переговоры с клубом.
— Вам в июле исполнится 30. Ощущаете это как некий этап?
— Да, я начинаю чаще обращать внимание на возраст. Во время выездов мы в гостиницах живём по двое. В этом сезоне у меня были возрастные соседи: сначала я жил с Владиславом Жлобой, ему 38. А в конце чемпионата — с Сергеем Макаровым, которому исполнилось 40. В такие моменты ты понимаешь, что находишься не очень далеко от них.
— И что Вы чувствуете сразу после этого понимания? Вас накрывает тем, что приближение к возрастным игрокам неизбежно? Или есть ощущение, что с тем же Макаровым вас всё-таки разделяют 10 лет? Или что-то третье?
— Когда начинаешь карьеру, ты обычно не задумываешься, как оно всё сложится. А сейчас уже нужно давать промежуточную оценку себе, строить дальнейшие планы. На смену юношескому максимализму приходят более зрелые мысли относительно карьеры. Решения принимаются более взвешенно. Например, при выборе клуба принимаешь во внимание то, где будет лучше твоей семье.
— В 2016 году Вы дали большое интервью пресс-службе «Динамо-ЛО», где говорили, помимо прочего, о городе, в котором хотели бы осесть. Питер по-прежнему печалит Вас своей погодой?
— Да, погодные условия — это неизбежность. Но я уже выбрал Питер как город, в котором буду жить вне зависимости от продолжения карьеры. Я из Москвы, но Питер мне очень нравится.
— А Вы уже решили для себя, что будете делать после завершения карьеры игрока?
— Нет, ещё не решил. Но с возрастом эти вопросы становятся всё более актуальными. А пока хочу достичь чего-то большего в волейболе.
— До какого возраста планируете играть? Думали об этом?
— Нет, не думал. Но, по примеру старших товарищей, уверен, что играть нужно до тех пор, пока позволяет здоровье и есть желание. Как только пропадёт желание, никакого смысла в игре уже не останется. Ну а здоровье — сами понимаете…
— То есть, и 40 лет — не предел при желании?
— Конечно, нет! Тот же Макаров очень хочет провести ещё хотя бы один сезон. У него огромное желание играть. С таких людей я стараюсь брать пример. Вижу, как он в свои 40 лет мотивирован и как делится со мной опытом.
— Как Ваш брат, как семья?
— Отец ещё работает, мама на пенсии. Они играют в волейбол в ветеранских турнирах в соответствии со своими возрастными группами. Брат завершил карьеру и сейчас работает волейбольным агентом, представляет интересы как мои, так и ряда других игроков.
Интервью: Алёна Фоминых, Евгений Веснин
Фото: пресс-служба ВК «Динамо-ЛО»
Прокомментируйте первым "Антон Ботин: «Хочу достичь чего-то большего в волейболе»"