Этот зависимый независимый театр

театр

Пожалуй, каждый петербуржец хотя бы раз слышал о Мариинском, Александринском или Малом драматическом театре. Крупные государственные учреждения представляют собой сложную систему, поддерживаемую как зрителем, так и государством. Однако, далеко не все театры в нашем городе отлично финансируются и имеют громкое имя.

По данным Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга, приведённым в 2015 году газетой «КоммерсантЪ», в городе на тот момент действовали 75 театров, из них лишь 27 являлись государственными учреждениями городского подчинения.

Интернет-издание «Бумага» в 2014 году процитировало неназванного представителя Комитета: «Никто не знает, сколько в городе негосударственных театров: они то возникают, то исчезают. Мы в Комитете ориентируемся на цифру 50».

АнтиповЧто же происходит «за кулисами» независимых камерных театров, с какими проблемами сталкиваются их создатели? Рассмотрим эту проблему на примере петербургского «Этюд-театра», режиссёры которого Мария Селедец и Владимир Антипов встретились с корреспондентами ОПЦ.

Ключевой проблемой независимых театров является нехватка финансовых средств. Основное финансирование, как это ни парадоксально, поступает от государства. Камерные негосударственные театры существуют во многом лишь благодаря вливаниям из региональных бюджетов. Мария Селедец подтверждает это: «Мы живём на грантах. Без них мы бы не смогли выжить. Может что-то и придумали бы…»

Для получения субсидий театр должен подать заявку, которая будет рассматриваться с учётом критериев, приведённых в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2016 № 1579 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий некоммерческим организациям на оказание государственной поддержки (грантов) независимым театральным и музыкальным коллективам для реализации творческих проектов». А именно:

а) художественная ценность творческого проекта;
б) наличие квалифицированного художественно-артистического персонала для реализации творческого проекта;
в) уровень финансирования творческого проекта за счёт средств внебюджетных источников;
г) ожидаемый социально-культурный эффект от реализации творческого проекта.

«Критерии очень размытые», — заявляет Владимир Антипов, и с ним трудно не согласиться.

В 2013 году за поддержкой в Комитет по культуре обратилось чуть меньше полусотни негосударственных театров. Примерно 40 из 45 заявок были удовлетворены: театры получили средства как на показ текущего репертуара, так и на новые постановки.

Однако, разница в объёмах поддержки, оказываемой государственным репертуарным и независимым театрам просто колоссальная. Если на негосударственные театры в 2014 году в Петербурге было выделено более 72 миллионов рублей из городского бюджета (и это почти в два раза больше, чем в 2013 году) то для театров государственных в бюджете было запланировано почти три миллиарда рублей. По сообщению газеты «Мой район», в 2018 году художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин попросил Губернатора Георгия Полтавченко дополнительно заложить в бюджет 40 миллионов рублей на содержание одной только Новой сцены.

В Москве дела обстоят иначе. Руководитель столичного Департамента культуры Александр Кибовский сообщил «Российской газете», что в 2018 году на развитие театральной отрасли город готов выделить 9,3 миллиарда рублей. По его словам, на первом этапе на гранты будут претендовать 69 театров Москвы. Соотношение количества театров схожее, однако московские театры получают в три с лишним раза больше средств, чем петербургские. Несомненно, в столице дороже аренда и выше зарплаты, но явно не в три раза больше.

При этом деньги на учреждения культуры в России есть. В соответствии с Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 688 «О грантах Президента Российской Федерации в области культуры и искусства» из федерального бюджета выделяются гранты Президента РФ в области культуры и искусства, которые выплачиваются ежегодно. С 2018 года общий размер грантовой поддержки из Кремля составляет 8 млрд 041 млн рублей. В частности, в Санкт-Петербурге гранты Президента РФ получают следующие театры: Академический Малый драматический театр — Театр Европы, Мариинский театр, Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова, Академический театр драмы имени А.С. Пушкина (Александринский), Академический театр Балета Бориса Эйфмана, Театр оперы и балета имени М.П. Мусоргского — Михайловский театр, Государственный Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге.

Негосударственные театры претендовать не только на кусок, но даже на крошки восьмимиллиардного пирога не могут.

СеледецПроблема недостатка финансирования негосударственных театров влечёт за собой, например, невозможность закрепления должностных обязанностей за определённым лицом. В результате все делают всё. «Мы всё делаем здесь своими силами: ставит свет, звук, декорации, моем полы. Кроме того, что мы занимаемся творчеством, мы занимаемся тем, чтобы это место существовало», — подчеркнула Мария Селедец.

«В этом заключается разница между репертуарным театром, где ты приходишь на работу уборщика и работаешь уборщиком. Приходишь на работу монтировщика — и работаешь монтировщиком. А у нас нет возможности содержать эти ставки», — дополнил Владимир Антипов.

Самоокупаемость независимые театры не в силах обеспечить ввиду собственной камерности — сборы со спектаклей в небольших залах не покрывают даже текущие расходы. Вот как сказала об этом Мария Селедец: «Наш зал рассчитан на 60 человек, билеты по 500–700 рублей. Можете сами посчитать, сколько мы собираем за каждый спектакль (в среднем 35 000 рублей), также есть затраты на подготовку, на помещение, на рекламу и на полиграфию. И сколько мы должны играть спектаклей для того, чтобы покрыть аренду в 120 000 рублей? Очень много. А главное: как мы наберём столько зрителей?! Это следующая проблема — нужны деньги на рекламу».

Единственная доступная и эффективная разновидность рекламы в случаях, подобных «Этюд-Театру» — это платное и бесплатное продвижение в социальных сетях. Если классические театры посещают в большинстве женщины старше 46 лет (около 37 % — по результатам исследования «Международного агентства социальных и маркетинговых исследований»), то негосударственные театры с их постмодернистскими спектаклями пользуются популярностью у молодёжи, доверяющей преимущественно интернету.

Ещё одна надежда независимых театров связана с театроведами. Функционеры «Этюд-театра» во многом полагаются на профессиональную работу театральных критиков и журналистов. Грамотно написанная рецензия, не содержащая в себе буквальный пересказ сюжета, но раскрывающая некоторые посылы спектакля, поможет привлечь нового зрителя. Сложные авторские спектакли будут понятны далеко не каждому случайно зашедшему зрителю, что может оттолкнуть неподготовленных людей. Именно поэтому сотрудничество с театроведами просто необходимо.

Нелегко дела обстоят и с конкуренцией. Независимые театры открываются снова и снова, и людей, интересующихся театральным «андеграундом», на всех может не хватить даже в Петербурге.

Как же может решить вышеуказанные проблемы негосударственный театр? Однозначно верного решения не существует, иначе оно бы уже давно было найдено. Не хватает финансовой поддержки камерных театров со стороны государства. Будут средства — будет и реклама, и профессиональные сотрудники с конкретными обязанностями. С другой стороны, называться независимым театром и при этом полностью зависеть от государственных субсидий — не самый верный путь. Помощь от государства не будет лишней, однако нужно и самим учиться конкурировать с подобными себе театрами, придумывать новые способы привлечения и удержания зрительского интереса, воспитывать своего зрителя, пропагандировать визит в театр как форму досуга и просвещения.

Текст: Николай Богачёв
Фото: оргкомитет конкурса «Журналистский марафон»

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "Этот зависимый независимый театр"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.