Дай мне сил просто делать своё дело

Звягинцев

В клубе-фестивале «Морзе» 18 февраля прошёл творческий вечер известного российского кинорежиссёра Андрея Звягинцева.

Встреча с режиссёром объединила в себе творческий вечер и презентацию его книги «Сценарии жизни/Киносценарии». В книге собраны все сценарии фильмов Звягинцева, а к некоторым моментам дописаны комментарии, которые сам Андрей Петрович посоветовал пропускать для полного погружения. В ходе встречи со зрителями режиссёр хотел поднять такие важные для российской киноиндустрии проблемы как отсутствие финансирования и внутренняя цензура.

Экземпляры книги активно раскупались ещё до начала встречи, а все стулья, выделенные клубом «Морзе», были заняты. На встречу с режиссёром приезжали из других городов, в зале можно было наблюдать людей разного возраста — и молодых, и пожилых.

Встреча прошла в формате «вопрос-ответ». У сцены стоял микрофон, каждый желающий в порядке живой очереди мог подойти и задать вопрос. Преимущество такого формата заключалось в возможности живого диалога режиссёра со зрителями. Звягинцев оказался открытым и простым человеком, любящим не только рассказывать, но и задавать встречные вопросы. Недостатком, и весьма ощутимым, оказалась беспорядочность тем, поднимавшихся авторами вопросов. Андрей Петрович рассказывал обо всём понемногу, тогда как самые важные проблемы почти не затрагивались.

Звягинцев больше десяти лет планировал снять фильм о Великой Отечественной войне и, в частности, о блокаде Ленинграда, однако столкнулся с проблемами финансирования. С большой досадой в голосе он сказал следующее: «Я не могу найти российские деньги. Их просто нет, вообще. Продюсер (Александр Роднянский) в течение полугода собирал бюджет в Европе. Собрал около пяти миллионов евро, а дальше мне нужно было искать финансирование здесь. И мы очень рассчитывали, надеялись и знали, что эта поддержка будет, но она вдруг… растворилась». Чуть позже он провёл аналогию с «Левиафаном» — одним из своих недавних фильмов, вызвавшим резонанс: «Вы, наверное, знаете эту историю, некоторые высказывания министра культуры по поводу картины “Левиафан”. Самое “золотое” из них: “Государство больше не будет поддерживать фильмы, подобные «Левиафану»”. Так что государственных денег, я думаю, мы не сыщем по той же причине: потому что идея, скажем так, не самая… Задайте мне лучше следующий вопрос», — чем вызвал ироничный смех и бурные аплодисменты.

Проблемы не обошли стороной и новый проект режиссёра о состоятельном человеке из России, живущем в особняке на берегу Средиземного моря. Работа над ним началась в начале прошлого года, поступало финансирование от фонда «Кинопрайм», но после что-то пошло не так. «После девяти месяцев работы нас остановили. Мне предложили изменить финал картины. Совершенно неожиданно. Я сказал, что это невозможно. Это целый замысел, там были важны все элементы. В первые дни апреля этого года мы должны были начать снимать, но в декабре нам сказали, что мы не можем делать этот проект. Пресса нашла причину в его дороговизне. 700 миллионов рублей — общий бюджет картины. Это дорогой бюджет, но он был известен в феврале прошлого года, так что эти аргументы для меня не проходят. Я полагаю, всё дело только в самоцензуре», — поделился опасениями Звягинцев.

Но не все так безнадёжно, как можно было подумать. Режиссёр рассказал, что сейчас он занят поисками новых спонсоров: «Я думаю, на этой неделе будут какие-то итоги по переговорам. У нас несколько направлений консультаций с людьми, которые готовы стать инвесторами».

Кроме того, затрагивалась масса менее конкретных вопросов. Особо важной можно считать проблему «нецелесообразности финансовых вложений» в авторское кино во всём мире. Самый известный в России создатель авторских фильмов сказал по этому поводу следующее: «Когда тебе говорят о финансовой нецелесообразности, ты понимаешь, что тебе крыть нечем. Ты не можешь сказать, что наш фильм наверняка заинтересует мир. Кино авторского сегмента, которое не бодрит и не веселит тебя, потребно очень незначительному числу людей, притом во всём мире».

Подытоживая всё сказанное этим вечером, Андрей Петрович в попытке вдохновить собравшихся прочитал текст, известный как молитва Иоанна Себастьяна Баха:

«Господи! Дай мне сил просто делать своё дело!
Я пишу музыку не для герцога или церковного пастора, а для тех, кому она нужна как хлеб.
Если бы я мог бросить всё и остаться равнодушным, благочестивым, принимающим всё как есть, — наверное, было бы гораздо легче.
Но это невозможно.
Бог мне судья!
Только к его голосу я прислушиваюсь.
Я играю свою музыку для лучшего музыканта в мире.
Даже если его нет здесь, я играю так, словно он присутствует!»

Текст: Николай Богачёв
Фото: Александр Казанский

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "Дай мне сил просто делать своё дело"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.