В рамках off-программы премии «Прорыв» 1 марта на Новой сцене Александринского театра был показан спектакль «SOCIOPATH/ГАМЛЕТ» от театра «Старый дом» из Новосибирска.
Основная идея постановки — современная интерпретация трагедии Шекспира «Гамлет». Главный герой — «типа» Гамлет. Его мама — «типа» Гертруда, дядя — «типа» Клавдий, его девушка и её отец — «типа» Офелия и Полоний, а также его друзья — «типа» Розенкранц и Гильденстерн. Главный герой как будто бы создает компьютерную игру, где люди из его реальной жизни — персонажи из трагедии Шекспира.
Вместо сцены — большая клетка, сделанная из мелкой сетки. Фехтовальный манеж. На стены клетки до начала спектакля проецируются строчки из программного кода, а после — «характеристики персонажей», строки из «Гамлета» и изображения героев в 3D. Мелкая сетка создаёт интересную иллюзию: всё происходящее внутри манежа кажется нереальным, словно состоящим из пикселей.
Герои спектакля представлены ну очень по-современному: Гертруда с черными перьями на плечах разъезжает на гироскутере, дядя Клавдий занимается фитнесом и не расстаётся с бутылкой воды, а Гамлет сочиняет рэп. Розенкранц и Гильденстерн в прямом смысле неразлучны (связаны целлофановой плёнкой), странный отец Офелии бегает с теннисной ракеткой, и только Офелия выглядит более-менее нормальной.
Безликие участники постановки — фехтовальщики в масках — выполняют декоративную и техническую функцию. Они то появляются, то исчезают. Возможно, так представлена королевская стража.
К сожалению, от шекспировского «Гамлета» в спектакле осталось немного: персонажи и какой-никакой сюжет. Трансформация сути реплик и монологов трагедии в осовремененные эскапады привела к отсутствию в постановке смысловой наполненности. Слова кажутся пустыми, борьба «типа» Гамлета — бессмысленной, а его злость — беспочвенной. Кажется, в погоне за «современностью» создатели спектакля потеряли смысл, который изначально закладывал в своё произведение Шекспир. Или же настолько сильно урезали его, что обилие современных приколов заполнило собой все диалоги.
В рамках компьютерной игры происходит примерно то же самое, что и в сюжете «Гамлета». Ну, только очень-очень сжато и очень-очень «по-современному». Всё действие разворачивается вокруг конфликта, о котором все говорят, но никто особо не понимает, в чём его суть.
Если хорошенько задуматься (попытаться найти смысл в безумии диалогов), то станет понятно (или не очень понятно), что создатели спектакля предлагают зрителям новый конфликт. Теперь вместо «быть или не быть?» главным вопросом в постановке является: «ЗОЖ или не ЗОЖ?». На сцене сталкиваются две современные модели поведения — «фитоняшка» и «социопат». Они не являются противоположными друг другу, поэтому такой выбор «конфликта» не совсем понятен.
Сравнение таких современных проблем как чрезмерная тяга к спорту и расстройство личности, к сожалению, произошло в спектакле не очень удачно. Гораздо логичнее было бы фанатиков здорового образа жизни противопоставить ленивым любителям фастфуда. Или социопатов сравнить с людьми, зависимыми от соцсетей. В результате мы получаем спектакль с неясной проблемой и неизвестным выводом. Ни на действиях персонажей, ни на шекспировской концовке толком не отразился, казалось бы, заявленный конфликт. Его смысл читается лишь через какие-то внешние проявления: спортивная тематика, фитнес, водичка по акции… Однако сути конфликта нет ни в репликах, ни в эмоциях героев.
Доброго слова заслуживает техническая составляющая спектакля. Профессиональное использование мультимедийных технологий, света и звука создаёт непередаваемую атмосферу, которая, соединяясь с антуражем манежа, погружает зрителей в мир компьютерной игры. Клетка из мелкой сетки и изображения на её стенах представляют собой «коробку», к которой приковано всё внимание. Зритель верит, что внутри этой коробки происходит что-то невозможное в реальной жизни.
Являясь «мозговыносящей» постановкой из-за отсутствия чёткой идеи, «SOCIOPATH/ГАМЛЕТ» всё же заслуживает внимания. Спектакль отлично показывает уровень, которого достигли современные технологии в области света, звука и цифрового дизайна.
Текст: Елизавета Ветрюк
Фото: пресс-служба премии «Прорыв»
Прокомментируйте первым "«SOCIOPATH/ГАМЛЕТ»: ЗОЖ или не ЗОЖ?"