«Найденные плёнки»: как из двух старых фильмов сделать один новый?

Данцис

В Медиацентре Новой сцены Александринского театра в среду, 25 апреля, прошла встреча с Марией Данцис. Преподаватель Факультета свободных наук и искусств СПбГУ прочитала последнюю лекцию из цикла «От видео-арта до медиа-инсталляции».

Разговор был посвящён теме found footage или «найденная плёнка» — приём в кинематографе и театре, при котором используется уже имеющийся готовый материал: эпизод выпуска новостей, видео из Интернета, фрагмент из культового фильма. «В видеоискусстве есть много направлений, где этот приём используется не так, как в кино или театре, а в качестве рефлексии на уже существующий продукт», — объяснила Мария Данцис.

Слушатели охотно вникали в содержание слайдов, некоторые что-то деловито конспектировали в своих блокнотах.

Чтобы сформировать у присутствующих представление о философии «найденных плёнок», лектор рассказала историю, связанную с фотографом Дэвидом Хорвитсом. Он выложил в открытый доступ фотографию «Mood Disorder», где закрывает лицо руками на фоне моря. Это фото стали активно использовать Интернет-журналы в своих материалах про депрессивные состояния.

После этого Мария перешла к разговору о режиссёрах и фильмах. Так, фильм«Cut» состоит из множества фрагментов других видеозаписей, изображающих человеческое тело. Видеоряд состоит из сопоставления обычного тела и идеального, способного к быстрому восстановлению. То есть, если сначала появляется кадр с отрезанием волос, то в следующую секунду мы видим быстро отрастающие волосы. В этой работе особенно чувствуется, насколько в кинематографе высоки возможности создать совершенное тело, тело «идеального бойца», способное к быстрой регенерации.

Зрителям показали ролик «Double lives, second chances». В своём видеоэссе художница Кристина Альварес сопоставляет эпизоды из фильмов «Двойная жизнь Вероники» и «Внутренняя империя». В основе работы лежит мысль автора о единстве людей, о том, что все мы разные, но переживаем одни и те же моменты. Иными словами, Вероника — это жизнь одного человека, а во «Внутренней империи» показана глобальная матрица, где все люди — одна личность. Эта работа прекрасно демонстрирует то, как переосмысление уже созданного продукта рождает совершенно новый, уникальный.

Художники иногда используют новости в качестве материала в процессе создания произведения. Кристофер Драйгер — не исключение: он снял небольшой фильм по мотивам событий 5 сентября 1972 года. В тот день в Мюнхене террористы взяли в заложники команду спортсменов из Израиля. Режиссёр воссоздал историю этого происшествия с помощью отрывков из выпуска новостей и нескольких сцен с актёрами. Сначала зритель может отслеживать, когда реальные кадры сменяются постановочными, но со временем эта граница стирается.

Следующий художник, Бёрн Мелхус, склеивает аудиодорожки из интервью, ток-шоу и фильмов. В конце лекции Мария Данцис показала странный ролик, в котором прозвучали фразы из десятка фильмов и интервью, в том числе речь Айн Рэнд. В клипе слушатели увидели танцующие трупы, мужчину в платье с хлыстом и двух велосипедистов, олицетворяющих Мистера Свободу и Мисс Независимость.

Текст и фото: Дарья Герцева

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "«Найденные плёнки»: как из двух старых фильмов сделать один новый?"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.