Театр юного зрителя представил петербуржцам премьеру — спектакль для подростков «Зима, когда я вырос» по одноимённой книге Петера ван Гестела.
Это, в первую очередь, рассказ о взрослении, новых чувствах, ошибках и надеждах. Главный герой — десятилетний мальчик Томас не может смириться со смертью матери. Ему кажется, что она просто уехала. Его одноклассники об этом не знают, и он боится, что узнают, ожидая обычных насмешек. Он безответно влюблён в одноклассницу — над этим смеются; Томас маленький, и его не пускают на «взрослые» фильмы — смеются… И снова, и снова, и снова. И ему кажется, что жизнь заканчивается, когда учитель рассказывает об этом всему классу.
Отец Томаса — творческий человек, артист, писатель, который никак не может найти работу, да и не хочет особо. Он с сыном никогда не разговаривал о смерти мамы, но все его эмоции, глубоко скрываемые, иногда проявляются в тексте его книги, которую так ненавидит Томас. Ему одиноко, он не понимает, почему его родной папа не хочет отложить пишущую машинку и пойти поиграть с ним.
Мальчик не понимал тогда, что именно чувствует отец, да и не хотел, наверное, понимать. Однако, он уверен в том, что не любит свою жизнь, что хочет лишь того, чтобы вернулась его мать. Без неё Томас ощущает себя неполноценным и одиноким, пускай его и окружают люди, которые его любят, но не умеют этого показать.
Вскоре у Томаса появляется новый друг — Петер Зван, которого сам мальчик почти всегда зовёт по фамилии. Он живёт у тёти, с двоюродной сестрой Бэт, которая старше друзей на три года, потому что его родителей-евреев убили во время Второй Мировой войны. Именно Пит рассказывает Томасу о смерти, о том, что всякое случается и нужно просто это пережить. Именно он помогает мальчику хоть немного забыть о матери. И на его примере раскрывается образ одиночества среди людей, которых, в общем-то, любишь.
Зван скрывает свои чувства, поскольку уже несколько раз пытался о них рассказать, но это всякий раз заканчивалось плохо. Он постоянно ссорится с родными, являясь в немалой степени эгоистом, тоже чувствует себя заброшенным и ненужным, где-то в глубине души понимая, что всё же это не так. Большая часть его образа построена на внутренней борьбе между реальностью и тем миром, в котором он хочет быть, между собой и удовлетворением своих желаний, пониманием и сочувствием к другим людям.
Томас влюбляется в Бэт, строгую и прямолинейную девочку, старше его на три года. Её отца тоже убили во время войны, и девочка мечтает построить новое еврейское государство в Палестине. Она реалистка и понимает, что ни родителей Звана, ни её собственного отца уже не вернуть, но всё равно пытается скрыть тоску, из-за чего постоянно ссорится с матерью.
Это история потери и обретения, постоянного бегства от одиночества, первого бессознательного сильного чувства и дружбы. Это история осознания того, что нет в жизни ничего бесконечного. Время нельзя остановить, оно непрерывно движется вперёд.
Текст: Елена Иванова
Фото: предоставлено пресс-службой театра
Прокомментируйте первым "Одиноким можно быть и среди людей"