В преддверии векового юбилея Театра юного зрителя 15 февраля прошла премьера спектакля-променада «Время и место» режиссёра Андрея Слепухина.
Чтобы попасть в самое сердце ТЮЗа, надо войти не в стеклянные двери лицевого фасада, а обойти здание справа и найти маленькую серую дверцу, за которой скрываются манящие тайны закулисья.
Зрителей делят на группы в зависимости от маршрута путешествия по театру. Возможно, это будет таинственный «путь автора», а возможно — насыщенный и динамичный «путь персонажа».
Нас встречает маленькое тесное помещение с высокими-высокими потолками. Несколько раз внимание привлекает «мужчина в фиолетовом» — актёр Владимир Чернышов: он машет руками. Когда зрители оставляют верхнюю одежду на вешалке, чуть поодаль собираются актёры и начинают издавать тихий вой. Действие началось. Актёры читают отрывки из спектаклей «Радуга зимой» М. Рощина, «Антигоны» Софокла и ещё нескольких.
А мы переходим из маленького пространства в безмерно большое, закруглённое. Стены и пол выкрашены в чёрный цвет, вокруг импровизированной сцены (огромного чёрного круга в полу), расставлены стулья для зрителей. Актёры встают на этот круг, и теперь их можно лучше рассмотреть: Владимир Чернышов, Анна Мигицко, Аделина Любская, Анастасия Казакова и Анна Лебедь (Кочеткова). «Изначальный театр» — вот как называется эта «станция». Первыми нас встречают фрагменты из «Сказки о рыбаке и рыбке». Актеры играют море. В какой-то момент сцена всё же начинает двигаться.
Откуда-то сзади появляются ещё трое актёров, открывается занавес, что всё это время был за их спинами, и мы понимаем, что находимся на главной сцене, а на нас смотрят зрители «Пути автора». Актёры по очереди участвуют в тренинге «на телепатию», как бы говоря зрителям: «В актёрском мастерстве важно чувствовать партнёров, а возможно, не только в актёрском мастерстве…». А мы переходим в другой зал.
Нас встречает «Власть театра»: прямоугольная серая комната, на стены которой проецируются видеозаписи подготовки актёров к спектаклям, фрагменты репетиций, их портреты. Смотря и слушая, становится очевидно, как на самом деле тяжела профессия актёра. Бессонные ночи, стресс, волнения и в конце — внутреннее облегчение от показа. «Из театральных рецензий я понимала, что играю», — говорит актриса Анна Лебедь, и становится понятно, как порой важен взгляд со стороны. Порой он может сломать человека, а порой — помочь стать ещё лучше. Как может разниться самоощущение и ощущение человека извне.
«К-А-Т-А-С-Т-Р-О-Ф-А» — это слово появляется на чёрной стене на следующей «станции» нашего пути. Здесь актёры рассказывают о судьбе театра в сложное военное время. Мы вновь встречаемся с «путём автора». В огромном тёмном помещении мы сидим друг напротив друга, как автор с персонажем, создавая одну на всех историю. «Мне кажется, что нормальные люди больны детством всю жизнь…»
На «станции» «Обновление» зрители наблюдают за действием с балкона, как бы заглядывая в «колодец памяти». Актёры повествуют об истории строительства нового здания ТЮЗа, а зрителю остаётся только рисовать в своей голове многочисленные картины, фантазируя как ребёнок… Правда ли, что с ребёнком надо говорить прямо, жёстко и без прикрас? Один из режиссёров ТЮЗа, Анатолий Праудин, в своей концепции «театра детской скорби» размышляет об этом через свои спектакли: «Покойный бес» по «Повестям Белкина» и «Конёк-Горбунок» по Ершову. «…чтобы заглянуть внутрь любимой игрушки, надо её сломать…».
Мы попадаем в маленькие комнатки-гримёрки. Большие зеркала, яркий свет и «парфюмированная» духота. Зрители рассаживаются кто куда и представляют, что они актёры, что вот-вот настанет миг, когда и они выйдут на сцену. Из громкоговорителя в углу комнаты доносятся реплики актёров, их знакомые голоса приглашают перейти в другое помещение…
В тёмном техническом помещении на «нулевом уровне» начинает вращаться огромный круглый механизм, который двигает круг на главной сцене. Под гулкий аккомпанемент электромотора актёры приглушенными голосами читают текст о театре в 90-е годы прошлого века. Эпоха забвения и опустошения. Здесь возникает лёгкое чувство тревоги — это помещение уже не такое тёплое и светлое. Холодок бежит по телу, остаётся только вслушиваться, наблюдать, чувствовать.
Большая экскурсия не только по театру, но и по времени, по эпохе, по ощущениям людей заканчивается, а мы как в кино меняем ракурс и уже находимся над сценой с круглым механизмом. Мы вновь видим знакомых актёров. Кто-то из них стоит, кто-то сидит, а кто-то и вовсе лежит. Но они больше не говорят — они провожают зрителя, как бы поднимают из «колодца памяти» с помощью холодного волнительного хора голосов. Механизм вновь начинает двигаться, будто жить своей жизнью. Отдельные фрагменты сцены поднимаются и замирают на разной высоте, но актёры неподвижны — они поют свою музыку, самую пронизывающую музыку…
«От зари алеет белый снег,
от любви теплеет белый свет.
Задержись, заря,
задержись, заря,
чтобы жизнь моя
не прошла зазря…»
Текст: Амелия Гасанова
Фото: пресс-служба театра
Прокомментируйте первым "Опуститься в колодец памяти"