Корреспондент Охтинского пресс-центра посмотрел сериал «Гипнозис» и постарался объяснить, почему он не получился.
Внимание! В тексте используются многочисленные спойлеры!
Несмотря на масштабную рекламу, любопытную идею и многообещающую первую серию, сериал «Гипнозис» не состоялся и не оправдал ожиданий. На наш взгляд, это случилось по двум основным причинам.
Причина первая: сценаристы смешали в кучу сразу три жанровых, эстетических, стилистических направления, которые ещё нужно уметь «поженить». В результате получился, как говорили в одном мультфильме из нашего детства, «солёный пирог с кислой начинкой».
Базовая фабула сериала: бывший бандит из девяностых в наши дни мстит армейским приятелям за сломанную «карьеру» бандита и убийство жены с ребёнком. Если бы сценаристы «Гипнозиса» остановились на этом, они получили бы очередной ментовско-бандитский продукт «для НТВ». Был бы он интересен «широкой аудитории»? Конечно, нет.
Добавляем «ингредиенты» и расширяем потенциальную аудиторию. Вводим в сюжет относительно научную фантастику: бывший бандит и преследуемые им приятели в конце девяностых не просто служили в российской армии, но попали в секретную «учебку», где у них под наблюдением учёных пробуждали или развивали находящиеся в зачаточной стадии сверхспособности. В результате один читает мысли, второй видит будущее, третий — прошлое. А четвёртый, тот самый бандит, обладает навыками суггестии невероятной силы. Настолько, что способен предстать перед жертвой как бы в облике другого человека.
В наши дни один, Виталий Белозёров, стал преуспевающим частным детективом (Даниил Страхов), второй, Платон Орехов, — не менее преуспевающим адвокатом по уголовным делам (Ростислав Бершауэр), третий — настоятелем в заурядной сельской церкви (Кирилл Кяро). Все они на пятом десятке, за плечами у всех не самый радостный опыт, поэтому они почти не улыбаются и выглядят мрачновато. Частный детектив пережил самоубийство любимой жены, решившей не дожидаться развития смертельной болезни. Настоятель отец Григорий — «всего лишь» развод и проблемы с единственной дочерью, полюбившей никчемного наркомана. Про «бэкграунд» адвоката мы знаем меньше всего, возможно, ещё и потому, что в середине сериала он пропадает с экрана.
Материальное благополучие и востребованность на рынке юридических услуг у первых двух, разумеется, связаны с их сверхспособностями. Этот факт не даёт покоя двум крайне неприятным женщинам: майору полиции Юлии Смелянской (Светлана Смирнова-Кацагаджиева) и журналистке Еве Шиманской (Анастасия Волынская). Первая пережила измену мужа, наблюдала её своими глазами, с тех пор стала холодной стервой, не верящей мужчинам. Она спит со своим непосредственным начальником — полковником Караевым (Алексей Фатеев), но отказывается выйти за него замуж и всячески морозит. Вторая хочет сделать карьеру в «жёлтой» телекомпании и готова на любые подляны, чтобы незаконно собрать сведения о жизни Белозёрова. Вообще все журналисты в сериале показаны кончеными мразями, за это отдельное спасибо творческой группе.
В сериале немало флэшбэков из конца девяностых и начала нулевых. Благодаря ним мы понимаем, что объединяет и разъединяет главных героев. Российская армия времён второй чеченской войны показана вполне достоверно, к исторической точности претензий нет. Претензия есть к тому, что сценаристы не остановились на стадии мрачного и вполне реалистичного детектива с элементами фантастики, решив превратить его в шапито.
Не знаем и не хотим знать, кому из сценаристов пришла идея «омолодить» аудиторию невесёлой истории с корнями из девяностых добавлением комикса, но это точно было плохой идеей. Тем не менее. Вспомните два уже упомянутых ингредиента и добавьте к ним атрибуты вселенной DC и лично товарища Бэтмена. И вот главные герои регулярно встречаются поздним вечером почему-то на крыше, на фоне Москвы-сити. И вот бывший бандит становится карикатурным «мегазлодеем», который в буквальном смысле в огне не горит. И вот у него появляется помощница (любовница?) Лия (Анастасия Куимова), которая слишком сильно напоминает «суперзлодейку» из DC Харли Квинн. Ну вот зачем? Серьёзная история немедленно деградирует и превращается в цирк. При этом зрителей «взрослого» мистического детектива раздражает хорошо считываемый закос под Бэтмена, а любителей комиксов разочаровывают «слишком грустные» главные герои.
Та же Лия могла быть не фиглярской размалёванной куклой, а эдакой «анти-Смелянской». Тем более, её бэкграунд показан вполне реалистично: изнасилование пьяным сожителем матери, ставшее первым сексуальным опытом и, в условиях отсутствия образования и жизненных перспектив, толкнувшее на панель. Знаем такие истории сами и можем перечислять, загибая пальцы.
Причина вторая: сняв пару вполне бодрых и динамичных серий, создатели сериала бросили это дорогое и трудоёмкое дело, погрузившись в откровенное «стекло». Время в сериале резко замедлилось, плотность сюжета рассыпалась, перестал нагнетаться саспенс, демонстрация сверхспособностей главной троицей свелась почти к нулю (зажигать продолжила только клоунесса). Вместо условного НТВ с примесью «2х2» начался условный канал «Россия»: зритель вынужден наблюдать за реставрацией сельской церкви, за ссорами Смелянской со своим начальником и за её заявлениями о намерении уничтожить Белозёрова.
Тридцать пять лет назад за подобный провал во втором сезоне «Твин Пикса» жестоко поплатился сам Дэвид Линч. Доверив съёмки некоторых эпизодов своим помощникам, оставив за собой только общее руководство, он получил падение рейтингов и закрытие сериала телекомпанией АВС. Хотя первые серии нормального третьего сезона уже были сняты в начале девяностых сразу же после второго, а не 25 лет спустя (в сети можно найти тизер на их основе).
Хочется верить, что второго сезона у «Гипнозиса» не будет. Но готовиться нужно к худшему.
Текст: Евгений Веснин
Фото: кадры из сериала
Прокомментируйте первым "Бэтмены средней полосы"