Нынешний сезон нападающего «СКА-1946» Матвея Полякова напоминает «американские горки»: лучшие показатели за время игры в МХЛ, внутрикомандная «снайперская гонка» с Амиром Нугмановым, первый опыт в спортивной журналистике, дисквалификация сразу на пять матчей, а во время вынужденной паузы — почти одновременный дебют в двух взрослых лигах.
При этом Матвей остаётся открытым, честным, приветливым игроком без малейшего намёка на «звёздность». Обо всём этом он рассказал в беседе с корреспондентом Охтинского пресс-центра.
«Ты всегда хочешь быть первым,
ты хочешь быть лучшим во всём»
— Давайте начнём с обсуждения воскресного матча с «Сахалинскими акулами».
— Это был обычный матч регулярного чемпионата. Все понимают, что до конца «регулярки» осталось всего девять матчей. И мы просто планомерно готовимся к плей-офф.
— Что позволило выиграть у соперника пятак? Не меньше 15 бросков «сорок шестые» сделали с пятака, в том числе 4 из 5 голов.
— Наверное, агрессивная игра нападающих. Все лезли, все хотели забить, потому что установка такая. Всегда ребятам говорили: «Все деньги, контракты, там, на пятаке! Поэтому нужно не проиграть свой пятак и выиграть чужой, тогда мы выиграем игру»
— Почему игровые отрезки в прошедшем матче получились такими неравными: одна пропущенная шайба в конце первого периода, сразу пять безответных шайб во втором и безголевой третий?
— Это хоккей. Этим он и интересен, что всё непредсказуемо, всё может произойти в любой момент.
— Предыдущая личная встреча была в ноябре. Что-то принципиально в их игре изменилось?
— Не бывает двух одинаковых матчей, только если по счёту. Всё разное, разные игровые ситуации. Единственное: с опытом личных встреч накапливается больше материала по сопернику, которые ты можешь разобрать. Ребята тоже нас разбирают, я уверен: разбирают наши раскаты, наше давление, наш возврат в оборону. И, наверное, со временем уже больше знают о том, как мы играем.
— Любой соперник, не только «Сахалинские акулы», вряд ли может принципиально измениться за четыре месяца при условии, что тренерский штаб тот же, состав, в принципе, тот же.
— Да, я не думаю, что они за четыре месяца могут кардинально измениться, они всё равно работают по своей системе.
— У Вас по итогам воскресного матча ассистентский дубль. Довольны ли Вы своей результативностью в этой конкретной игре?
— Важно понимать, что нам сейчас нельзя терять очки. Мы хотим как можно ближе подойти к «Спартаку» и по возможности всё-таки забрать первое место.
Результативность — да. Круто, что я был полезен. Рад, что помог Ивану Кузьмину забить первый гол в этой лиге.
Доволен-недоволен? Ну, конечно, недоволен. Но рад, что хотя бы так получилось помочь команде.
— В чём же состоит Ваше недовольство?
— Наши игры смотрят родственники, друзья. И хочется показывать красивый хоккей, как можно больше забивать.
— Разве пяти шайб, которые забросили «сорок шестые» в воскресенье, мало?
— Мало.
— А почему так важно занять первое место по итогам «регулярки»?
— Не просто важно — все к этому стремятся.
— Но в МХЛ же нет Кубка континента?
— Нет. Просто все команды хотят занять первое место. В чём надобность первого места? В плей-офф у нас будет преимущество площадки с любой командой. Если мы встретимся со «Спартаком» и будем на втором месте, «Спартак» будет начинать дома, и у них будет преимущество площадки. То есть, любую нечётную игру, которая может решить исход серии, мы будем играть у них.
— А почему в этом сезоне молодёжный «Спартак» такой сильный? Почему не «Локо», например?
— Они набрали много хороших игроков. У них много, так скажем, звёздных игроков, фамилии которых всем известны. Вот поэтому, наверное. Я бы не назвал их очень сильными. Просто у них играющая команда, и всё. Но не думаю, что они сильнее нас.
— Мой молодой коллега Александр Петрич некоторое время назад делал опрос экспертов: кто наиболее вероятный претендент на Кубок Харламова. И процентов 60 экспертов назвали «Спартак».
— Эксперты на стороне тех, у кого всё идет хорошо, всё получается.
— Возвращаясь к матчу с «Акулами», нельзя не отметить Вашу крутую передачу на Билинчука, которому осталось только подставить клюшку. Откуда берётся навык моментально читать игру и отдавать стопроцентно верный ассист? Это только тренировки или нужно что-то ещё: чутьё, одарённость…
— Я думаю, это натренированный навык. Всё-таки анализ игры идёт из насмотренности большого количества матчей.
— В прошедшем матче Вы впервые сыграли в тройке с Кузьминым и Анацким. Как искали химию?
— Пока идёт тяжеловато, потому что это новая связка. Надеюсь, что в скором будущем мы всё-таки её найдём, и всё будет получаться.
— Прошлую «регулярку» Вы закончили, набирая в среднем очко за игру (43 очка в 43 матчах). Сейчас у Вас 39 очков в 37 матчах. Вы идёте, как минимум, не хуже. Будете ещё результативнее?
— Конечно.
— В чём эта ненасытность заключается?
— В ментальности, наверное. В ментальности победителя. Ты всегда хочешь быть первым, ты хочешь быть лучшим во всём. Это начинается с мелочей: лучшее восстановление, лучшая игра, лучшие показатели, «плюс-минус». Если ты хочешь быть лучшим, значит ты будешь классным спортсменом.
Наш нападающий Игнат Лутфуллин такой же. Мы с ним очень хорошо знакомы, очень близко дружим. Он идёт в топ-1 бомбардиров, я очень за него рад. И эта ментальность есть у нас обоих.
— Как раз по поводу лидерства: в этом сезоне у Вас лучший за всю Вашу карьеру в МХЛ процент реализации бросков. Как Вы этого достигаете?
— Я стараюсь совершенствоваться всегда, каждый сезон, каждый день. Моё главное правило: «ты встаёшь каждый день и каждый день ты должен быть лучше». Как говорил Коби Брайант, every single day, little be better. И, конечно, я стараюсь совершенствовать броски. Каждый день тренируюсь, каждый день изучаю какие-то мелочи, детали, чтобы на льду быть намного результативнее.
— В своеобразной снайперской гонке внутри команды Вы идёте практически вровень с Амиром Нугмановым. Вы лучшие снайперы. Но после воскресного матча у него на одну шайбу больше. Насколько это классно, интересно? Отмечаете ли Вы это, важно ли это для Вас? Есть ли у вас дружеское соперничество?
— В первую очередь, мы команда. Но эта конкуренция и двигает тебя вперёд. Если бы её не было, если бы мы все не шли вот так плотно, тогда не было бы стимула двигаться дальше. А так, когда ты понимаешь, что тебе где-то наступают на пятки, где-то могут обогнать, тебе нужно всегда двигаться вперёд и становиться лучше.
«Для меня это принципиально:
оставаться простым открытым человеком»
— В прошедшие выходные, во время вашей игры с «Акулами», проходил Матч Звёзд КХЛ в Новосибирске. Вы участвовали в этом событии в конце 2023 года на СКА-арене. Какие впечатления остались с тех пор?
— Мне очень понравилось находиться в обществе уже взрослых игроков. Было очень приятно пообщаться с ребятами. Я для себя сделал такой вывод: устраивается звёздный уикенд для поднятия эмоционального фона, потому что скоро начнётся плей-офф, уже очень скоро. И, я думаю, для всех это хороший эмоциональный подъём.
Я остался очень доволен тем, что там было, что я там поучаствовал. Единственное: я хотел проехать круг на скорость, потому что думаю, что стал бы лучшим. (смеётся)
— Сейчас в так называемом «околохоккее» относительно Матча звёзд КХЛ есть два мнения. Первое: хорошо, что вторыми тренерами в команды дивизионов пригласили стендаперов и комиков, это привлечёт новую аудиторию и сделает шоу ещё ярче. Второе: Матч звёзд должен быть, в первую очередь, хоккейным, а не медийным событием. Никаких комиков на скамейке, только авторитетные тренеры. А что думаете Вы?
— Спортивные консерваторы «топят» за то, чтобы там был чисто хоккейный мир, то есть только хоккей, хоккей, хоккей. А представители новых поколений хотят совместить, чтобы увеличить охват аудитории. В прошлом году были футболисты, Аршавин, в этом году комики. Я считаю, что всё равно за счёт этого охват повышается. Мне кажется, задача этого шоу — больше популяризировать хоккей. Чтобы как можно большее количество людей привлекал хоккей и всё больше ходило бы на хоккей.
Я очень хотел бы, чтобы хоккей смотрело такое же количество зрителей, как, например, футбол. И за счёт вот таких шоу, мне кажется, хоккейная аудитория пополняется.
— Рады ли Вы за Матвея Короткого с его хет-триком на Кубке Вызова?
— Конечно рад. У него, видите, как всё удачно сложилось: чемпионский год, потом драфт, потом он попал в КХЛ, дебютировал, закрепился в команде, потом приехал на Кубок Вызова, его выбрали на Матч звёзд.
На самом деле, я очень рад, что так получилось. Понимаю, какие он эмоции испытал, и очень рад, что он их испытал. Вот это главное. И я понимаю, что, придя к нам на плей-офф, он будет очень хорошим усилением нашей команды. Поэтому очень его ждём, и, я думаю, вся команда за него очень рада.
— Матвей, перед матчем «Молодёжной классики» в Туле Вы побывали в роли спортивного репортёра: взяли в руки микрофон и попросили сокомандников в автобусе по дороге на арену высказаться об эмоциях перед игрой. Почему это предложили именно Вам?
— Мне предложил пресс-атташе нашей команды Михаил Юрин. Понятно, что это матч «регулярки», очень важный, нам нужно его выиграть и мне нужно настроиться. Я взвесил это предложение и согласился. Посчитал, что в этом будет определённый плюс для меня. В результате представители пресс-службы КХЛ были очень благодарны мне за то, что я согласился. Тем более, что наши соперники и хозяева матча, «Академия Михайлова», отказались это делать. А изначально планировалось, что такой сюжет в автобусе будет снят про команду хозяев.
— Странно. Что в этом такого сложного?..
— Вот-вот! Мне было тоже непонятно, что такого сложного. Я простой открытый человек. Думаю: почему нет? Все же этого хотят. Я очень стеснялся, на самом деле, потому что для меня это очень непривычно — я всё-таки хоккеист, а не репортёр. Но это было весело, мне это подняло эмоциональный фон на матч.
— Хотелось бы продолжить?
— На какие-то культовые события, наверное, почему нет? Но если будет очень важный или принципиальный для меня матч, то понятно, что я не соглашусь в пользу настроя на игру.
— А раньше у Вас был подобный опыт?
— Наверное, был, когда мы в прошлом сезоне снимали влоги из поездок.
— Благодаря чему Вы остаётесь таким открытым и общительным?
— Я открытый человек. Мне говорят, что со мной приятно общаться, всегда приятно как-то коммуницировать. И я понимаю, что это одна из моих сильных сторон. Почему я должен от неё отказываться?
— Здорово, что Вы по-прежнему такой. Можно же измениться как угодно: поймать «звёздочку», например…
— Для меня это принципиально: оставаться простым открытым человеком.
— Когда Вы покинете молодёжку из-за возраста и станете взрослым игроком, не будете отказывать в интервью?
— Если ко мне будет какой-то интерес, то почему нет.
— Надеюсь, что будет и желаю, чтобы он был. Кстати, после Вашего дебюта в КХЛ многие журналисты интересовались?
— Нет. Вообще нет.
— Вообще никто?
— Вообще никто.
«Всё в жизни нам для чего-то даётся»
— Расскажите, пожалуйста, о впечатлениях об игре за основу СКА.
— Во-первых, я был очень рад туда попасть.
Мы готовились к матчу ВХЛ против «Кристалла». «Кристалл» (Саратов) — моя родная школа. Я хотел сыграть этот матч, и мне сказали, что я буду играть в первом звене, потому что кто-то травмировался, а кому-то дали отдохнуть. Я думаю: «Как же это круто: сыграю против родной команды в первом звене». В 23 часа мне пишет начальник команды «СКА-Нева»: «Ты вызван на завтра в главную команду». Потом мне звонят тренер из КХЛ, администратор и говорят: «Так, тебе уже сказали?» Я говорю: «Да». В 7 утра я уехал отсюда, в 9 утра у меня самолёт. В 11 часов я уже был в московском отеле с командой, на завтраке.
На самом деле, очень приятно находиться в обществе игроков основы. Сначала ты приезжаешь на «СКА-арену», смотришь, как они играют, а потом играешь с ними сам и понимаешь, что можешь спокойно осилить этот уровень. Это такой же хоккей, просто там всё умнее.
Мне очень понравилось там играть, находиться, общаться. И я бы очень хотел повторить этот опыт, как можно чаще потом его повторять. Надеюсь, в следующем сезоне удастся это сделать.
Рад, что мы в том матче выиграли.
— Что Вы успели за эти три с половиной минуты на льду?
— (смущённо улыбается) Для меня было самым важным реализовать то, чему меня здесь научили, потому что нас здесь готовят к игре в первой команде.
Всё, что мне удалось за эти три с половиной минуты — это отдать один пас, подкидку в средней зоне, сыграть правильно по позициям, без шайбы, в своей зоне, в средней зоне, в зоне атаки, принять шайбу, закинуть её в глубину. Это было давление, куча давления: мы забрали шайбу, я встал гвоздём на пятаке. Зайцев бросил, но, к сожалению, попал в игрока.
И всё. Картину игры я не испортил. Думаю, что сыграл правильно.
— Довольны ли дебютом?
— (смущённо улыбается) Хотелось больше, но за такое время тяжело что-то показать. В целом, если брать минимальную цель на эту игру и на это время, я доволен.
— Этой зимой Вы дебютировали и в ВХЛ, и в КХЛ, и можете теперь сравнивать сразу три лиги между собой. Какие различия заметили?
— В КХЛ всё происходит чуть быстрее, чуть умнее. Там уже не бегают просто так. Все чётко открываются по позициям, всё системно. Меньше ошибок, больше правильных действий и больше бросковой активности. Там со всех позиций бросают, каждый момент потенциально опасный. Нет такого, что там начинают кого-то обыгрывать — всё вертикально, всё на ворота.
— Что такое страшное Вы сделали, из-за чего получили дисквалификацию аж на пять матчей?
— Не знаю, чего я такого сделал страшного. Ничего умышленного не было.
Во время матча с «Академией Михайлова» игрок шёл с шайбой, я активно шёл на него. Это задача любого хоккеиста: ты должен отобрать шайбу, и ты, как обычно, играешь сначала в стык, потом в тело. Я играю в стык, он забрасывает шайбу, поворачивает плечо, и так получается, что я бью ему не в плечо, а чуть дальше — в заднюю сторону плеча. Не понимаю, как, но на видео видно, как он прыгает в борт и получает травму.
Такое случается в хоккее: я сам попадал несколько раз в такие ситуации. Но это хоккей и это просто несчастный случай. Никакого умышленного посыла, что я хотел кого-то сломать, не было. Я не такой игрок, не такого плана.
Мне дали две минуты штрафа за толчок, судьи пошли смотреть этот момент, потом говорят: «Давай дадим пятёрку за то, что он тебя не видел». За то, что я со спины это сделал, а игрок меня не видел. Я говорю: «Хорошо, ладно, я согласен». А после игры мне сказали, что будет дисквалификация неизвестно на какой срок — на один матч точно.
Мнения разделились. Кто-то сказал, что даже две минуты не дал бы за этот эпизод. А кто-то говорил: «Тебе мало дали, ты вообще подонок». Это очень интересно: как только в жизни появились проблемы, сразу понимаешь, кто «за», кто «против».
Я потом списался с игроком «Академии Михайлова», который в результате травмировался, мы с ним поговорили. Он был удивлён, что я ему написал, и приятно удивлён. Он меня знает и сказал: «Я вообще в шоке, что ты мне написал! Тебе большое уважение! Я не знал, что ты настолько хороший человек». Потом он продолжил: «Мне теперь стыдно, что я про тебя гадости всякие говорю». Но я понимаю, что он на эмоциях был.
— Как Вы переживали этот период без игр, чем занимались?
— Усердно готовился. Разобрал свои игры, посмотрел очень много других игр в КХЛ и НХЛ и понял, в чём мне нужно добавить. И просто работал над этим. Просто every single day get better.
— Некоторые хоккеисты говорят, что невыносимо смотреть матчи своей команды с трибун. Во-первых, потому что очень хочется сорваться на лёд и помогать, а во-вторых, потому что со стороны очень хорошо видны «косяки». Особенно когда ты не на травме и чисто технически мог бы играть…
— Да, так и есть. Сто процентов.
Это для меня самая большая боль: ты понимаешь, что в состоянии играть, но ты не играешь. Ты сидишь, и у тебя сердце горит. Ты хочешь оказаться с ребятами на той скамейке, помогать там, быть полезным там, а ты просто сидишь и смотришь. И ничего не можешь с этим сделать. Это было для меня сильное испытание, на самом деле. Не знаю, как я жил бы без тренировок.
Но, знаете, всё в жизни нам для чего-то даётся. И эта дисквалификация дала мне возможность проявить себя в ВХЛ, потом зайти в КХЛ. Вряд ли это случилось, если бы я без перерыва играл в «сорок шестых».
— Получается, «не было бы счастья»?
— Ну, получается. В каком-то смысле.
«Спорт отличается тем,
что ты не останавливаешься на достигнутом»
— Буквально на днях сразу двое игроков «сорок шестых» отметили 20-летний юбилей: Иван Ремезовский и Игнат Лутфуллин. Как их поздравили в команде?
— Сначала парней поздравляют в раздевалке, потом мы выходим на лёд, и тренеры уже при всех объявляют, что сегодня день рождения. Именинники потом приносят «проставу» в раздевалку: колу, торты, пиццы — кто что приносит.
— Известно, что со следующего сезона в регулярном чемпионате МХЛ будет больше игр за счёт дополнительных встреч с командами «Востока». Нравится ли Вам эта идея?
— Наверное, да. Наверное, я бы всё-таки хотел, чтобы «Восток» ощущал, какой здесь хоккей. Думаю, что эти дополнительные матч как раз позволят сравнить уровень «Востока» и «Запада». И я думаю, что уровень «Востока» будет подниматься по игре.
— Есть ли шанс стать двукратным обладателем Кубка Харламова?
— Есть, конечно. Большие шансы.
— Это будет очень хорошо?
— Это будет очень хорошо.
— Тогда последний вопрос. Один игрок чемпионского состава «сорок шестых», ныне по возрасту перешедший в «СКА-Неву», в апреле прошлого года во время финальной серии с «Локо» говорил мне: «Очень здорово, невероятно круто будет стать двукратным обладателем Кубка». Тогда у вас всё получилось.
Потом я с ним же беседую в августе на турнире Дроздецкого уже в составе «СКА-Невы». Спрашиваю: «Как сейчас это воспринимаете, когда уже прошли эмоции и можно спокойно поговорить?». Он отвечает: «А это теперь уже неважно! Ну, были два Кубка Харламова, ну и что».
Скажите, пожалуйста, это действительно искренние мысли или так учат отвечать журналистам? Неужели совсем наплевать на то, что в игровой карьере был такой важный этап?
— На самом деле, не наплевать. Допустим, прямо сейчас наша команда готовится к плей-офф, потом мы будем проходить его шаг за шагом: первый, второй, третий раунд. Ты достигаешь пика эмоций: ты шёл к этой цели и вот ты её поднимаешь над головой. В тот момент ты испытываешь эмоциональный пик, потом у тебя длится эйфория полмесяца или месяц — у всех по-разному.
А потом ты понимаешь, что всё закончилось. Ты не можешь вечно жить в этих эмоциях. Ты завоевал кубок — да, круто. Но спорт отличается тем, что ты не останавливаешься на достигнутом. Ты достиг, ты понимаешь, что можешь быть лучше и можешь завоевать следующий трофей. А то, что было, — это уже история. Крутые эмоции и впечатления ты оставишь с собой на всю жизнь. Но дальше ты должен писать новую историю!
Ты не скажешь через 10 лет: «Я когда-то два Кубка Харламова выигрывал». Нельзя так жить. У тебя должна быть следующая цель, а прошлые заслуги просто вписаны в твою биографию. Да, ты обладатель кубка (или даже двух), но что будет дальше?..
Интервью: Евгений Веснин
Фото: пресс-служба ХК СКА
Прокомментируйте первым "Матвей Поляков: «Дисквалификация дала мне возможность дебютировать в ВХЛ и в КХЛ»"