«Стыдно и гадко, гадко и стыдно»

воскресение льва толстого

В театре «Приют комедианта» 22 марта прошла премьера спектакля «Воскресение» по одноименному роману Льва Николаевича Толстого.

Будучи юным, дворянин Дмитрий Нехлюдов ставил перед собой высокие цели, не понимал и не принимал жестокого отношения между людьми, разврата. Он безвозмездно отдал свою землю крестьянам, находясь под влиянием учений Генри Джорджа. Но нравственная чистота не ценится в обществе, где царят пошлость, притворство, бессердечие и скупость. Честный человек не сможет существовать в таких условиях, и его дальнейшей судьбой станут вечные ссылки и гонения в рядах «политических». Нехлюдов не обладает стойкостью характера и перенимает чужие ценности. Безнравственную жизнь вести проще: забудьте о чужих бедах, пользуйтесь женщинами как объектом для удовлетворения животных потребностей, вкусно обедайте и не думайте о том, как живётся другим людям — вы у себя одни! Переосмыслить заимствованный образ жизни герою помогает случай в суде, где в убийстве и краже обвиняли униженную проститутку Катерину Маслову. Но Нехлюдов знает её, он помнит какой она была… До того момента, пока он её не погубил.

Сцена «Приюта комедианта» обустроена минималистично — три стены, на которых показываются картинки-символы: море, туман, глаза. Функциональная сценография — это «изюминка» постановки. С одной стороны стены представляют собой тюремный забор с колючей проволокой, а со второй на них установлены деревянные кресты. На одну из стен прикреплены нары, на которых сидят актёры.

Режиссер Семён Серзин уделил большее внимание в спектакле линии взаимоотношений Дмитрия Нехлюдова (Евгений Санников) и Катерины Масловой. Нехлюдов представлен режиссёром как недалекий человек, который и не вступал на путь «воскресения». Актёр играет сухо и безэмоционально, а его интонация больше похожа на инфантильного подвыпившего подростка. Узнав о смерти собственного ребёнка, он относится к этому известию без малейшего сожаления и для видимости спрашивает: «Как? От чего?» — на этом разговор резко прерывается. Герой в постановке выглядит неорганично, он не ведёт душевную борьбу, и зрителю непонятно, что Нехлюдов вообще делает подле Масловой и остальных заключённых, зачем пытается облегчить их судьбу.

Катерину Маслову играет Татьяна Ишматова, её внешние данные не совсем соответствуют образу Масловой у Толстого. Маслова-Ишматова ставит себя в спектакле как неиспорченная женщина, как будто она и не вела распутную жизнь и не получала «желтый билет». У Катерины Масловой в спектакле так же, как и у Дмитрия Нехлюдова отсутствует внутренний конфликт. Они такие, какие есть: он глупый, она обиженная. В финале без всякого объяснения появляется ещё один персонаж — Симонсон — и проявляет заботу к Масловой. У зрителя, не читавшего роман, возникает вопрос: «А кто это вообще?»

При этом режиссёр полностью проигнорировал актуальную проблему объективации и мизогинии в отношении женщин, не раз мелькающую в произведении Льва Толстого. А стоило бы её поднять. Катерина Маслова подвергалась насилию и домогательству со стороны мужчин; человек, из-за которого она понесет каторгу, поднимал на неё руку. У девушки не оставалось иного выбора помимо публичного дома, ведь, когда она была прислужницей. чужие мужья жаждали воспользоваться молодым телом. Маслова приняла свою долю как должное, вжилась в роль объекта для удовольствия. как того требовало общество: «Станет скучно — покурила или выпила или, что лучше всего, полюбилась с мужчиной, и пройдёт». Всё, что перенесла девушка, выглядит естественным по меркам общества того времени, и никакой мужчина не может быть виноват, что она забеременела или опустилась. Вся драма жизни Катерины Масловой связана с тем, что она женщина, а XIX век — век разврата и дискриминации женского пола.

Но изменилась ли ситуация спустя 150 лет? Дело об убийстве Салтанат Нукеновой собственным мужем Куандыком Бишимбаевым, бывшим министром национальной экономики Казахстана, когда-то правой рукой президента, горячо обсуждается в СМИ и социальных сетях. Мужчина отрицает вину в преступлении: «Я опять не мог понять, она специально это делает или ей плохо». После избиения жены Куандык Бишимбаев накрыл её одеялом, подумав, что та устала и храпит. а не издаёт последние звуки в своей жизни. Затем мужчина со своим братом, руководителем ресторана, где всё произошло, стали зачищать следы преступления, но запись с видеокамер удалось восстановить. Пользователи Интернета разделились на два лагеря: те, кто считают виновной погибшую, и те, кто винят Куандыка Бишимбаева. Это не единичный случай насилия и убийства женщин в Казахстане. В 2023 году так же горячо обсуждалось дело об убийстве Валерии Шальновой своим парнем, предположительный мотив преступления — ревность. Мужчина также отрицает свою причастность к содеянному. Только в наших руках исправить ситуацию, сложившуюся в обществе.

Значительное место в постановке уделено песням и танцам, которыми режиссёр, видимо, компенсирует отсутствующую душевную работу героев. На фоне часто звучит шепот, причём слова нерусские. По атмосфере этот элемент похож больше на что-то сатанинское, чем на чтение Евангелия.

Спектакль состоит из двух отделений с антрактом. Второе отделение длится от силы 15 минут, в течение которых ничего существенного не происходит. Из-за этого спектакль выглядит оборвано и незакончено. Он огорчает поверхностностью и искоренением философии Толстого. Зато кресла мягкие и стены крутятся вместе с пританцовывающими заключёнными, ведь это так весело…

Текст: Стефания Лях
Фото: Полина Назарова

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "«Стыдно и гадко, гадко и стыдно»"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.