С понедельника, 14 марта, на телеканале ТНТ начнётся премьерный показ сериала «Исправление и наказание». Смотреть его сейчас, как сказал бы Владимир Ильич, «архинужно и архиважно».
Заместитель министра, в прошлом — олигарх, сколотивший состояние в начале девяностых, как и все, на банальном кидалове (Артур Ваха), трагически погибает во время освящения колокола в построенной на его же деньги церкви. После его гибели алчные родственники — бывшая жена («девица Ягужинская» Татьяна Лютаева), законная вдова (Наталья Бардо) и взрослые сын с дочерью — выясняют у адвоката (в этой роли-камео снялся адвокат Александр Добровинский), что завещания он не оставил, а все счета арестованы. Есть только счёт с 50 миллионами франков, но цифровой ключ от него предположительно находится у внебрачной дочери олигарха Алёны Неверовой (Надежда Михалкова), которая работает заместителем начальника колонии в Пермском крае. Родственники выезжают к Алёне и по стечению обстоятельств быстро становятся резидентами колонии.
В первых трёх сериях много недобрых и откровенно жестоких шуток. Это же современная российская комедия. Но зрителям — на этот раз совсем «обычным», не «элитарным», пришедшим на предпремьерный показ в кинотеатр «Аврора», — нравится. В чем более зловонную яму свалится твой ближний, тем веселее — ведь так?
Есть одна историческая неточность. Родственники покойного говорят, что своему богатству тот обязан сколоченной в 1991 году финансовой пирамиде. Полностью исключено: в 1991 году ещё существовал СССР, и подобные операции были просто вне закона. Первые «пирамиды» относятся к периоду так называемой «ваучерной приватизации», начавшейся в конце 1992 года, уже в «новой России». А максимального расцвета они достигли в 1994 году: МММ, «Хопёр-инвест», «Властилина» и прочие.
При просмотре немного сносит крышу от заезженности некоторых актёров в сериалах ТНТ. Только что прошёл второй сезон «Девушек с Макаровым», где Наталья Бардо была не вдовой олигарха, а партнёршей главного героя, хакершей на службе у полиции. А исполнитель роли охранника колонии Андрей Пынзару там же сыграл офицера из дежурной части.
А вот по Борису Каморзину, сыгравшему начальника колонии, я откровенно соскучился. Очень не хватало его со времён совсем не ТНТ-шных «Ликвидации» и первого «Балабола».
По-настоящему пронзительный, глубокий и потенциально очень мощный персонаж — поселенец Иван Зыков — получился у Тимофея Трибунцева. В первые минуты просмотра я спутал его с Игорем Арташоновым, сыгравшим отца защитника хоккейного клуба «Медведи» Миши Пономарёва в сериале «Молодёжка». И только потом узнал, что этого прекрасного актёра уже семь лет нет в живых.
Иван Зыков же — подлинный сокровенный человек, прямо по Андрею Платонову. Несмотря на кошмарные бытовые условия, он остаётся добрым и сердечным, мечтательным. Очень хочу верить, что именно поэтому Алёна решает делить кров ни с кем другим, а с ним.
На первый взгляд брутальные представители северокавказских республик показаны в сериале абсолютно достоверно. Они на самом деле тихие и даже застенчивые. Если не верите, приходите ко мне в спортзал — покажу их живьём.
Особого упоминания заслуживает подбор музыки. Создатели сериала достигли по-настоящему шизофренического эффекта, озвучив кадры марширующих по плацу заключённых песней из мультфильма «Волшебник Изумрудного города». Гениальная Клара Румянова, голос зайца из «Ну, погоди», и в этой песне добивается тональности, неотличимой от ребёнка: «Мы в город Изумрудный идём дорогой трудной».
Добавьте сюда же минусовки песен из фильма Леонида Нечаева «Про Красную шапочку» («В Африке горы вот такой вышины…») и из мультфильмов про Кота Леопольда («Неприятность эту мы переживём»). Но окончательно меня порвало, когда с экрана донеслась песня из заставки детской телепередачи «Будильник» времён позднего Брежнева. Что ж вы делаете, это же моё детство… Как сказала бы героиня фильма «Покровские ворота» Маргарита Павловна: «Хоботов, я всё оценила!»
Теперь давайте разбираться, почему «архинужно и архиважно».
Во-первых, едва ли не впервые (пожалуй, за исключением сериала «Жуки») в телепродукции самого модного канала в качестве положительных героев выведены совсем простые люди — без гроша за душой, не преисполнившиеся стремлением «грести бабло». Давно проработавшие все свои триггеры в коровнике, бесплатно занимающиеся воркаутом на сенокосе, лихо замешивающие смузи из крыжовника бабушкиным венчиком. Честные служаки, не спешащие делать карьеру. Именно про таких тридцать лет назад сказал поэт Станислав Куняев: «А мы, а что же будет с нами — кто верен долгу, наг и бос?»
Во-вторых, главным конфликтом сюжета является спор между добром и баблом. В современной России он всегда заканчивается победой бабла. Добро пока может победить лишь в сказке, — например, в этой. А значит, таких сказок должно быть как можно больше. Вода камень точит.
«Вы из-за своих денег мне дом сожгли?» — с искренним удивлением спрашивает мажоров героиня Надежды Михалковой.
В-третьих, как раз в эти дни некоторая часть граждан России вместе с частью героев сериала переживает вынужденный отказ от атрибутов «сладкой жизни», непосредственно связанных с западным миром, с заграницей. Переживает просто омерзительно — стонет и хнычет. На днях один блестящий профессор университета ЛЭТИ имени, кстати, Владимира Ильича Ленина сказал в опросе для университетской газеты: «Карельский перешеек я всегда предпочту условной Турции, да и блины полезнее Макдака». Радикально? Ещё бы!
Но есть у этого сериала и ещё одна миссия, — возможно, самая важная. Пока только на экране можно наблюдать, как столичные мажоры «с брюликом в пупке» отправляются за «колючку» драить сортиры. Но если нечто подобное случится в реальной реальности, тогда наконец-то можно будет всерьёз рассуждать о значительном социальном прогрессе. А сериал «Исправление и наказание» станет в справедливой России будущего чем-то вроде «Песни о буревестнике»: «Пусть сильнее грянет зона»…
Текст: Евгений Веснин
Фото: кадры из сериала и фотографии со съёмок
предоставлены пресс-службой телеканала ТНТ
Прокомментируйте первым "Пусть сильнее грянет зона"