В театре «Приют комедианта» прошли премьерные показы спектакля «Киса» режиссёра Семёна Серзина.
На стенах — ободранный кафель, чуть поодаль – никому не нужная жестяная бочка, старая обшарпанная дверь. Яркая неоновая подсветка, золотистый «дождик» свисает с потолка прямо за не лишенной эстетики ванной, будто созданной для инстаграмных фото. Синтезатор Yamaha и двуглавый орёл, поверх которого струёй из баллончика нарисован знак анархии, окончательно дают нам понять, что тут проходит как раз тот тип вечеринки, наутро после которой стыдно будет всем, но никто не признается. Здесь отмечают день рождения — день гиганта мысли, отца русской демократии и особы, приближённой к императору, проще говоря — Кисы Воробьянинова.
Ипполит Матвеевич ещё молод, горяч и одет в розовую шубу… Хоть его друзья, празднующие вместе с ним, одеты по стилю ближе к оригинальному времени молодости Кисы, антураж сцены всё равно возвращает зрителей в наши дни. Но почему этот глуповатый и зачастую робкий старичок, каким мы его знаем из книги «Двенадцать стульев» или из одноимённого фильма, сейчас предстаёт перед нами бойким мужчиной в расцвете сил, да ещё и в такой компании? Советская цензура вырезала главы романа, которые могли бы раскрыть истинную личность героя. На момент встречи с Бендером у него за плечами остались бесконечные кутежи, пьянки, множество женщин, а, следовательно, и мелкие венерические заболевания. Найти драгоценности тёщи — значит, вернуться к праздной жизни. И уж он-то постарается их найти.
Музыка, друзья, алкоголь, полураздетая девушка… Всё вдруг завертелось, чтобы уже через секунду покинуть это странное помещение, громко хлопнув видавшей виды дверью с надписью «Подземный переход». Его весна, любовь и юность свернулись клубком, остались с Ипполитом лишь как тёплое воспоминание, что иногда напоминает о себе и приятно щекочет в области сердца. Клубок воспоминаний постаревший кутёжник хранит в чемоданчике и всюду носит с собой. Видимо, чтобы однажды, когда бриллианты будут найдены, открыть его и вновь услышать мелодию, которая плавным потоком польётся из чемоданчика и совместит в себе тягучий и завораживающий основной звук с нежным семплом, будто капающим в мелодию. Эту музыку, явно созданную с помощью синтезатора, можно считать саундтреком и спектакля, и той самой утраченной молодости. Эта музыка звучит в голове, когда стоишь на пороге новой любви, когда вспоминаешь своих друзей, ностальгируешь по былым встречам. Это звук весны, утраченной и далёкой.
Уже привычная и, в каком-то смысле, родная история разворачивается на сцене. 1920-е годы, стульев очень много. Среди этого огромного количества стульев надо найти конкретные двенадцать. И круг поисков не ограничивается одним городом N. Остап Бендер и Ипполит Матвеевич посещают больше двадцати советских городов на территории современных России и Грузии. Но, несмотря на частую смену места действия, сценическое пространство остаётся неизменным. Его продуманность позволила практически не менять декорации на протяжении двух с половиной часов действия.
При этом и антураж сцены, и внешний вид актёров не совсем соответствуют эпохе, которая описана в романе Ильей Ильфом и Евгением Петровым, а также показана в фильме. Олимпийка, спрятанная под бежевым брючным костюмом, всем нам знакомые «спортивки» с тремя полосками, шапка «петушок» — всё это указывает на моду 80-х, ближе к 90-м годам. Из этого же времени и старое помещение, отделанное кафелем и служащее местом действия. Не совсем понятно, с чем конкретно связан такой разброс во времени, но его нельзя отнести к минусам постановки. Результатом лишь немного изменённых диалогов и деталей образа героев стали своеобразный шарм и новый взгляд на знакомую историю.
У комедийной постановки нехороший конец. В погоне за своей весной, в попытках её воскресить, Киса убивает Остапа. Удивительно, но этот в чём-то глуповатый, неуверенный в себе старичок действительно способен на столь тяжкое преступление. Только всё это бесполезно — весна так и останется лишь в его чемоданчике.
Текст: Алиса Витковская
Фото: пресс-служба театра
Прокомментируйте первым "Вернуть весну"