Вратарь хоккейного клуба «Северсталь» Дмитрий Шугаев в интервью корреспонденту Охтинского пресс-центра рассказал о карьере, команде, увлечениях, кумирах и многом другом.
— Дмитрий, ты смотрел Евротур?
— Не всегда, потому что у нас были тренировки. Но обзоры смотрел.
— Можешь выделить кого-нибудь из нашей сборной?
— Могу выделить Саню Самонова — он уверенно сыграл. Я был с ним летом на сборах, мы общаемся, поэтому за него очень рад — он хорошо сыграл, молодец. Он не так много играл в клубе, но, я думаю, после Евротура ему будут давать больше игрового времени.
— Ты воспитанник ярославского хоккея. Остались ли друзья из твоей первой школы, которые сейчас играют в профессиональных лигах?
— Да, конечно, очень многие сейчас играют. В Ярославле это и Артур Каюмов, и Саша Калинин, который сейчас с Максимом Афанасьевым находится в «Буране» — в «вышке». У нас две школы «Локомотива», поэтому друзей очень много: и Илья Коновалов, и Гоша Иванов. Много тех, кто по «вышкам» играет с моего года.
— Кроме хоккея любишь какой-нибудь вид спорта?
— Да, баскетбол. Слежу за НБА в сезоне и на Playstation люблю поиграть. Этот вид спорта мне симпатичен.
— Если составить топ-3 твоих любимых игр на Playstation, что это будут за игры?
— Думаю, что это НХЛ… в Фифу не умею, поэтому нет. Пусть будет ещё баскетбол и какая-нибудь стрелялка-бродилка, Call of Duty последняя, например.
— Ты говорил, что переход из юношеского хоккея в молодёжный всегда непрост, поэтому именно дебютные сезоны оказались для тебя самыми сложными. Какой переход тебе дался труднее: из МХЛ в ВХЛ или из ВХЛ в КХЛ?
— Думаю, что из ВХЛ в КХЛ. Когда меня в декабре вызвали из «Молота» в «Северсталь», я почувствовал очень большую разницу. Переход из МХЛ в «вышку» мне дался легче и мягче: был не такой большой разрыв между уровнями, не было таких больших скоростей, как в МХЛ. В МХЛ играют молодые ребята, а в ВХЛ — уже повзрослее.
— Ты в последнем сезоне за «Алмаз» стоял на воротах в паре с Константином Шостаком и не раз отмечал, что он хороший и мастеровитый для своего возраста вратарь. Однако конкуренцию за место голкипера основы выиграл ты, судя по количеству проведённых за «Северсталь» матчей и их результат. За счёт чего удалось выиграть конкуренцию у Шостака?
— Я бы не сказал, что прям удалось выиграть конкуренцию. Просто ему сказали, что здесь он будет играть так же мало, как я, поэтому его отправляли в Высшую лигу для практики, чтобы не сидеть, а играть. Сейчас его вызвали, и он с нами будет на выезде. А за счёт чего смог выбиться в основу? Наверное, когда давали шанс — удачно сыграл и тем самым доказал тренерскому штабу, что я достоин «Северстали». Но командировки в Пермь никто не отменял, поэтому в любой момент всё может поменяться.
— Твоя цитата: «На мой взгляд, игра на “ноль” — это тоже важная характеристика игры вратаря: количество “сухарей” показывает, какой вклад ты внёс в победы команды». В ВХЛ у тебя 2 матча «на ноль» за 20 игр, в МХЛ — 7 «сухих» игр из 31 сыгранной, но в КХЛ за 19 матчей и два сезона ты не смог отстоять «на ноль», хотя было несколько матчей с одной пропущенной шайбой. Почему не получается «сушить» матчи в КХЛ?
— Я стараюсь особенно не обращать на это внимание. Безусловно, игра «на ноль» — это большой вклад в результат команды, но хоккей — командный вид спорта, и игра «на ноль» — это, в первую очередь, заслуга не вратаря, а полевых игроков: сколько они поймали шайб на себя, помогали всю игру, не давали бросать с опасных мест.
У нас ещё треть чемпионата впереди, и я буду стараться всеми силами сыграть «на ноль». Была игра с Минском, где я пропустил за минуту до конца третьего периода. Было очень обидно, хотелось сыграть «на ноль». Но ничего страшного — буду работать дальше, и надеюсь, это всё придёт через работу.
— Насколько в КХЛ сложнее «сушить» матчи по сравнению с ВХЛ? Или дело не в лиге?
— Опять же, это зависит от команды: всё должно как-то сложиться, чтобы и команда хорошо сыграла, где-то должно и мне повезти. Я думаю, это зависит не от лиги.
— Помнишь свой дебютный полноценный матч в КХЛ?
— Конечно, помню — это было 5 января, была игра дома с «Амуром». Я вообще не должен был играть в том матче — Влад Подъяпольский немного приболел перед игрой, и перед матчем ко мне подошли, сказали: «Приготовься, ты играешь». Эмоции, конечно, переполняли, перед матчем очень волновался, провёл игру довольно нервно, но мы её выиграли 2:1. На последних секундах там был момент, когда отдавали на дальнюю штангу на пустые ворота, и мне ничего не оставалось, как подставить ловушку. Повезло, что игрок попал именно в неё. Мы выиграли ту игру, поэтому эмоции были только положительные, я был очень рад.
— Какой твой матч в КХЛ запомнился больше всего? Дебютная игра с «Амуром»?
— Наверное да, выделю этот матч. Он всё-таки был первым — самым запоминающимся по эмоциям и переживаниям. И очень волнительным.
— До победного матча с «Авангардом» на твоём счету было три поражения подряд с 13 пропущенными шайбами в общей сумме. Насколько давил этот факт?
— Не то, чтобы давил — просто прошлые игры у нас не очень получились. Об этом надо было побыстрее забыть и работать дальше, тренироваться. Тренеры сказали, что у нас была череда поражений и неудачных игр, но мы старались всё это быстрее забыть, потому что впереди были важные игры. К счастью, это получилось сделать — мы вышли на «Авангард» в хорошем настроении, с отличным настроем и, я считаю, заслуженно победили по буллитам.
— Что почувствовал после победы над таким сильным соперником, тем более в послематчевых бросках, когда победа команды зависит только от игры вратаря?
— Я бы не сказал, что победа зависит только от меня — есть ещё полевые игроки, которые тогда хорошо исполнили эти броски. Эмоции были только положительные, был рад, что обыграли такого сильного соперника как «Авангард». Тем более, я не так часто играю, не так часто дают шанс, поэтому этими шансами надо эффективнее пользоваться, чтобы в дальнейшем их было побольше.
— В конце сентября тебя выставили на матч против ЦСКА, где ты пропустил 5 шайб. Какие были эмоции, когда узнал, что будешь на воротах в матче против такого соперника в свой 21 год? Тем более, это был твой первый полноценный матч в сезоне — и сразу ЦСКА?
— Немного переживал, да и игра не совсем получилась. Хотя неплохо играли два периода, но в третьем пропустили три гола, и результат получился не очень хорошим. Перед игрой волновался, потому что это была моя первая игра в сезоне, и до этого я почти месяц сидел и не играл. Но такое волнение быстро проходит уже в ритме игры. Та игра у нас не получилась, и я надеюсь, что больше у нас таких игр не будет.
— Как оценишь комфортность взаимодействия во вратарской бригаде «Северстали»?
— Всё комфортно, с Владом Подъяпольским хорошо общаемся. Он поопытнее, то есть он может что-то подсказать, показать и посоветовать какие-то упражнения. Так что у нас хорошие отношения и здоровая конкуренция.
— Что можешь сказать о ваших ближайших конкурентах по турнирной таблице: минском «Динамо», «Йокерите» и «Спартаке»?
— Сейчас начинается вторая часть чемпионата, и каждая игра, каждая победа и очко будут на вес золота. Думаю, что после Нового года для нас и для наших конкурентов начнутся игры уровня плей-офф. У нас очень большая плотность в турнирной таблице при двухочковой системе. Все будут бороться за очки, никто просто так их отдавать не станет, всем будет их тяжелее зарабатывать, ведь очки будут всем нужны для попадания в плей-офф. Так что все клубы будут за них кусаться.
— В интервью год назад ты сказал: «Переход из молодёжного хоккея во взрослый непростой, поэтому важно заиграть и набраться уверенности в ВХЛ. Главная для меня задача — закрепиться в команде и играть стабильно». В этом сезоне ты стал основным бэкапом Подъяпольского и стабильно сменяешь его каждые три-четыре матча. Как сильно тебе помог прийти к этому результату опыт в ВХЛ?
— В ВХЛ меня отправляли в прошлом году, — в первую очередь, за игровой практикой. В первой команде я был не нужен, поэтому сказали: «Езжай в ВХЛ, набирайся опыта, играй и потом, возможно, получишь шанс». В любом случае, я считаю, что если в КХЛ не дают шансов и возможности играть, то лучше уехать в ВХЛ, поиграть там несколько игр, набраться опыта и игровой практики и потом уже, если выпала возможность, попробовать свои силы в КХЛ. В любом случае лучше играть в ВХЛ, чем сидеть в КХЛ и не играть вообще.
— Какие личные цели ставишь перед собой сейчас?
— Сыграть ещё как можно больше игр до конца регулярного чемпионата. У нас есть одна общая большая цель — выход в плей-офф. Надеюсь, что у нас всё получится, и мы будем всей командой одним большим кулаком идти к этой цели и в конце концов её добудем.
— Ты говорил, что ещё в детском саду научился играть в шахматы и хорошо в них играешь. Играл с кем-нибудь из хоккейного мира?
— На самом деле, давно уже не играл в шахматы. В детстве выиграл какой-то турнир в детском садике ещё. Практики давно не было, да и у нас в раздевалке в приоритете нарды, поэтому шахматы отошли на второй план.
— Кто из «Северстали» лучший в нардах?
— Юрий Викторович Трубачёв. И, наверное, Игорь Гераськин — он очень везучий на кубики.
— В 2018 году в интервью ты говорил, что у тебя есть один болельщик, с которым ты общаешься два года. Насколько ты в целом общительный в отношении болельщиков?
— Я в целом открытый и общительный. С тем болельщиком мы до сих пор общаемся иногда, правда не так часто, как раньше. Он из Мытищ, ярый болельщик «Атланта», поэтому я у него отошёл на второй план, и у него уже свои дела.
Если вижу в сообщениях матюки какие-нибудь и гадости — там не надо разговаривать, на такое не нужно обращать внимание. Если вижу здоровую адекватную критику или слова поддержки, всегда отвечаю, всегда благодарен болельщикам, которые переживают и следят за мной и командой.
— Твои слова: «Мне кажется те, кто говорят, что не следят за своей статистикой, лукавят. Все следят. Я тоже слежу, меня это мотивирует играть лучше, чем другие вратари, улучшать свою статистику». Доволен ли ты своими показателями или есть компоненты, которыми ты не доволен и в которых надо прибавить?
— Наверное, всеми не доволен: игры «на ноль» нет, игрового времени не так много, процент отражённых бросков тоже еле вылез за 90, поэтому, я думаю, что все компоненты нужно подтягивать, буду работать и стараться. Ну а кто не следит за своей статистикой? Очевидно, что все следят.
— У тебя на шлеме на левом боку нанесён портрет Александра Евгеньевича Вьюхина, трагически погибшего вместе с командой «Локомотив» 7 сентября 2011 года. Почему именно он?
— Как появилась возможность раскрасить шлем, первое, что пришло в голову, — нарисовать на нём Александра Вьюхина. В детстве я постоянно следил за «Локомотивом», так как являюсь его воспитанником, и всегда болел за этот клуб. Для всего мира это была страшная трагедия. Александра Вьюхина решил нарисовать, потому что смотрел и восхищался его игрой, когда он играл в «Локомотиве». Ещё он пару лет провёл в Череповце. Вот и решил нарисовать его в память о той трагедии и о таком хорошем вратаре.
— За какими вратарями в КХЛ или НХЛ ты следишь и кто является твоим кумиром?
— В НХЛ по чуть-чуть слежу за всеми русскими вратарями: Андрей Василевский — он габаритный вратарь, Бобровский тоже габаритный и очень техничный. Также могу выделить Александра Самонова — очень техничный и работоспособный парень, очень простой, открытый и общительный. Влад Подъяпольский тоже, не могу не отметить его — он очень много работает. Я сегодня прочитал слова Мышкина, что он удивлён, что Влада не вызвали на этот Евротур. Но я думаю, у него ещё всё впереди. Он в этом сезоне доказывает, что достоин вызова в сборную.
— Вместе с Самоновым на Кубок Первого канала вызвали также вратаря «Трактора» Ивана Федотова, который так и не вышел на лёд в качестве вратаря сборной, ведь все игры ворота сборной России защищал Александр Самонов. Ты, как вратарь, что можешь сказать об этом? Сильно давит и ломает вратаря, когда он вызван в сборную, но при этом не получает даже шанса показать свою игру и возможности?
— Нет, не думаю. Какая нужна мотивация, если тебя уже вызвали в сборную твоей страны и тебе даётся право представлять свою страну на международных соревнованиях? То, что Самонов играл все три игры… Ну, он сыграл удачно, мы выиграли, поэтому, я думаю, он и сыграл все матчи. А то, что другие вратари не получили шанса — в этом нет ничего такого. В любом случае вызов в сборную — это уже хорошо, так что дополнительной мотивации тут не требуется.
— В этом сезоне на твоём счету две игры, закончившиеся в серии послематчевых бросков. Оба матча ты выиграл (с «Сибирью» и «Авангардом»). Много ли времени уделяешь такому игровому компоненту как послематчевые броски?
— Да, мы много их отрабатываем на тренировках. Фактически через день мы играем серии таких бросков на интерес. Очень много уделяем этому внимания и, как показывает практика, наши игроки неплохо реализовывают свои попытки, а вратари хорошо отражают. Всё приходит только через тренировки и работу.
— Можешь выделить наиболее запомнившийся послематчевый бросок, который тебе забивали не только в матчах КХЛ, но и на тренировках?
— Не знаю… На тренировках, бывает, надо мной издеваются (улыбается). Ну вот в матче с «Авангардом» Толчинский забил красивый буллит — его сразу везде выложили.
— Какое событие стало запомнилось больше всего с переходом в систему череповецкого клуба?
— В систему череповецкого хоккея я переходил из «Атланта». Понимал, что нужно двигаться дальше, и как только появился вариант с Череповцом, я, недолго думая, решил, что пора. А из запомнившихся событий — дебют в КХЛ. Но мой дебют случился в Ярославле — меня выпустили на третий период на 15 минут. Я вышел, немного не понимал, что происходит, где я нахожусь. Полноценный победный дебют с «Амуром» стал для меня самым запоминающимся событием с момента перехода в Череповец.
— Игра «Северстали» в этом сезоне сильно отличается от того, как играл череповецкий клуб в прошлом году? Как ты, как вратарь команды, думаешь, в чём причина изменений уровня игры и результата команды между сезонами?
— Трудно сказать. В прошлом году я приехал всего лишь в декабре, ближе к Новому году. Я считаю, что в этом сезоне мы стали больше забивать, чаще реализовывать свои моменты. В прошлом сезоне мы тоже создавали очень много моментов, но с реализацией у нас было плохо. В этом сезоне у нас в этом компоненте получше, стало работать большинство. Я думаю, что игра в большинстве, реализация моментов и улучшение игры в обороне стало причиной таких результатов. Мы не так много пропускаем, но и не так много забиваем, как хотелось бы.
— Ты лучший вратарь за всю историю «Алмаза» по коэффициенту надёжности. Тебе что-то придаёт этот факт?
— Нет, абсолютно ничего. Я в «Алмазе»-то сыграл всего год и в плей-офф сыграл всего две игры. Второй и третий там Лёха Артамкин и Шостак — они сыграли намного больше игр и, может быть, только поэтому я лучший среди них по коэффициенту надёжности.
— Впереди вас ждёт непростой выезд против сильных команд. Чего от него ждёшь?
— Мы сейчас едем к лидерам и прямым конкурентам: «Локомотив», СКА и «Йокерит». У нас сейчас пятиматчевая победная серия, и, конечно же, надо стараться её продолжать. Надо выходить на каждую игру, выигрывать и брать на выезде максимум очков.
Интервью: Александр Петрич
Фото: пресс-служба ХК «Северсталь»
Прокомментируйте первым "Дмитрий Шугаев: «Когда дали шанс — доказал, что достоин “Северстали”»"