Петербургский театр не боится жить

Золотой софит

Вечером 26 октября в Театре юных зрителей им. Брянцева прошла ежегодная церемония награждения лауреатов Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит».

Зрителей развлекал клоун в элегантном белом костюме, перемещавшийся между рядами и меривший — то ли в шутку, то ли всерьёз — температуру тела зрителей бесконтактным термометром. Режиссёром церемонии в этом году стал художественный руководитель Театра «На Литейном» Сергей Морозов, а санитар-лицедей, забавлявший аудиторию преувеличенно строгим исполнением возложенных на него обязанностей «по противодействию распространению коронавирусной инфекции», оказался ключевым персонажем этого вечера.

Он же звоном колокольчика привлёк внимание зрителей к занавесу и самостоятельно раскрыл его, обнажив погружённую во тьму сцену: спектакль начался. Свет усилился и яснее проявил загадочные фигуры танцоров, поднимавшихся на пьедестал под будоражащие ноты танго. Внезапно музыка прервалась, вместе с ней в хореографическом рисунке застыли и актёры. «Также неожиданно и резко в марте оборвался предыдущий театральный сезон в Петербурге и во всей России», — прозвучала ироничная реплика ведущего «Золотого софита» — Заслуженного артиста РФ Михаила Разумовского.

На сцену был приглашён председатель Номинационного совета премии Николай Буров. Его выступление тоже не было лишено юмора: бульканьем изобразив несвязную речь, он снял с себя защитную маску, и артикуляция тут же прояснилась: «Дорогие друзья, я позволю себе амикошонство — сниму маску. Не в знак протеста, не в знак того, что не верю в происходящее…» Подчеркнув серьёзность ситуации, Николай Витальевич перевёл внимание зрителей на экран —по видеосвязи с приветственным словом обратилась заместитель министра культуры РФ Алла Манилова. Как подобает значимому событию, церемонию награждения открыл председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга Константин Сухенко, который, в свою очередь, прочитал поздравительное письмо от имени Губернатора Александра Беглова.

На смену официальной части пришли танцоры в изысканных костюмах со статуэтками в руках: настало время для объявления лауреатов Высшей театральной премии. Обладателем специального приза Номинационного совета «За самое яркое впечатление прошедшего сезона» стал выпускной курс РГИСИ — студенты мастерской Вениамина Фильштинского, награждённые за спектакль «Мой класс». Создание новой отдельной номинации за работу артистов «завтрашнего дня» — уникальный случай в истории «Золотого софита». Сам Вениамин Михайлович выступил с пламенной речью, выразив особую благодарность преподавательскому составу: «Недооценивать нашу театральную школу в процессе обучения было бы очень неправильно и смешно. Поэтому, пожалуйста, я вас всех прошу дооценивать нашу театральную школу!»

Премии Номинационного совета были удостоены сразу два представителя петербургского балетного мира: хрупкая Людмила Ковалёва — профессор, педагог Академии Русского балета имени Вагановой, поддерживаемая на пьедестале Буровым, поделилась главными вехами из биографии; художественный руководитель собственной Академии танца Борис Эйфман на церемонию прийти не смог, поэтому статуэтка «за создание уникального учебного комплекса» была доверена директору Академии Лали Афанасьевой.

Во внеконкурсную номинацию «За успешную реализацию проектов в виртуальном пространстве» также вошёл самый инновационный театр Петербурга — БДТ имени Г.А. Товстоногова. Примечательно, что при объявлении имени режиссёра Антона Морозова Буров оговорился, назвав его Сергеем, однако вовремя поправился. «Я не умею разговаривать», — приглашённый на сцену однофамилец режиссёра церемонии ограничился лаконичной благодарностью всем сотрудникам театра. Николай Витальевич вновь проявил неиссякаемое чувство юмора: «Я наконец понял, как можно за пятнадцать минут сыграть “Вишнёвый сад” Чехова».

Честь Большого драматического театра также защитил актёр Андрей Феськов, отличившийся в «Ночном спектакле» по произведениям Яна Фабра. Несмотря на обещание артиста быть кратким, выступление его обернулось целым моноспектаклем: «Когда на двадцать пятой минуте ты произносишь текст про то, что “сегодня источником моего вдохновения была моя бабушка Мария”, которая в изрядном подпитии, в шубе, ползала у нас на четвереньках по улице с красивым названием «Бродячая собака», вытошнила свою вставную челюсть в подвальное окошко наших соседей, — и ты видишь, как в четвёртом ряду поднимается зритель, начинает выходить, и это бабушка, а в течение спектакля человек двадцать-тридцать ты провожаешь… то признание очень важно». Феськов завоевал зрительские симпатии, однако ведущий обратился к последующим лауреатам с просьбой сократить время выступления.

Специальный приз Экспертного совета был вручён художнику по костюмам Татьяне Ногиновой и солисту Театра балета имени Л.Якобсона Андрею Сорокину за воплощение образа Германа в балете «Пиковая дама». «У Вас огромный потенциал: и фактурный, и актёрский…», — объяснила Председатель Экспертного совета по музыкальным театрам Надежда Маркарян.

Постановщик церемонии Сергей Морозов томил конкурсантов, ожидавших объявления победителей «Золотого софита», пародийным показом модных трендов текущего года: от тележки с туалетной бумагой в марте до масочного дерева — осенью. «Итак, мы подошли к самой интригующей части церемонии — конкурсные номинации!» — объявил ведущий. Стоит упомянуть, что право вручения наград было предоставлено ведущим специалистам в различных областях медицины. Врач высшей категории Мариинской больницы Юлия Масленникова объявила победителей в номинациях музыкальных театров: актриса Михайловского театра Олеся Петрова, сыгравшая ревнивую Амнерис в опере «Аида», стала обладательницей титула «Лучшая женская роль в оперном спектакле»; артист Мариинского театра Пётр Соколов за роль Гумберта Гумберта в спектакле «Лолита» получил аналогичную премию, но в мужском варианте.

Впрочем, Сергей Морозов продолжал удивлять: зал погрузился в непроглядную тьму, и лишь несколько шутливых реплик, брошенных растерянными зрителями, нарушали установившуюся тишину… Спустя несколько минут наедине с пустынной сценой прозвучал голос ведущего: «Между прочим, именно в таком ритме и существовали наши любимые театры в период пандемии!»

Для вручения наград победителям в номинациях кукольных театров на сцену вышел главный врач Городской поликлиники № 40, кандидат медицинских наук Вячеслав Васильковский. Александр Зыбин был награждён за лучшую сценографию спектакля «Волшебное кольцо», а лучшим актёрским ансамблем стали артисты театра «Кот Вильям» со спектаклем «Крот, который мечтал увидеть солнце». Победители дружно проскандировали девиз коллектива: «Рой, копай!» К слову, Васильковским была чересчур дословно воспринята просьба о лаконичности, и имена лауреатов несколько раз прозвучали раньше времени: «Я претендую на “Золотой софит” за краткость», — отшучивался Вячеслав Георгиевич.

Заслуженный врач и деятель науки России, кандидат медицинских наук Михаил Ханевич огласил победителей в номинациях государственных драматических театров. Премии «За лучшую роль второго плана», роль Прохожего в спектакле «Валентин и Валентина», был удостоен Александр Сулимов: «Знаете, я чуть не задремал…» — признался актёр и посвятил несколько строк стихотворения «Ты наш друг, ты наш учитель…» режиссёру-постановщику спектакля Юрию Цуркану.

Десерт, как известно, подаётся в последнюю очередь. Победителем в главной номинации вечера «Лучший спектакль на большой сцене» был объявлен «Сирано де Бержерак» в постановке Александра Баргмана, режиссёра театра «Мастерская».

ЭсхиНикак не ожидала награды актриса негосударственного «Пан.Театра» Наталия Эсхи, получившая «Золотой софит» за роль Марлен Дитрих в спектакле «Моя мать М.». Отойдя от потрясения и собравшись с мыслями, актриса выразила отдельную благодарность режиссёру Юлии Паниной, которая, по словам обладательницы премии, ещё восемь лет назад разглядела в ней тень великой Дитрих. Воспоминанием о пережитых эмоциях Наталия Борисовна поделилась с ОПЦ:

«Мои впечатления — это шок! Я на все двести процентов была уверена, что награду получит другой номинант! Пользуясь случаем, хочу поблагодарить Номинационный совет, что они отметили мою работу нашего театра! Я не успела это сделать в прямом эфире — эмоции зашкаливали… Их решение очень ценно для нашего “Пан Театра”».

Актриса также отметила современное сочетание юмора и лирики, стильности и драматизма в режиссёрской работе Сергея Морозова, однако выразила сожаление в связи с отсутствием некоторых номинантов из-за болезни: «Но сама идея проведения церемонии была дерзкой и правильной! Нельзя бояться жить! Страх — это низкая вибрация, которая разрушает нас! Проведение Церемонии — это вызов пандемии и нашему страху».

Текст: Марта Марци
Фото: Марта Марци, из личного архива Наталии Эсхи

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "Петербургский театр не боится жить"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.