Самое совершенное

lёd

В четверг, 13 февраля, в театре «Особняк» состоялся очередной показ моноспектакля «LЁD» режиссёра Алексея Образцова. В главной и единственной роли — Дмитрий Поднозов.

LЁDПосмотрев спектакль в первый раз, я не совсем поняла, в чём же заключается его суть, главный смысл, который обычно сразу бросается в глаза. Позже мне сказали, что это нормально. А действительно, стоит ли во всём искать смысл и пытаться увидеть мораль? Что вообще хотел сказать автор? Алексей определённо хотел что-то сказать, но, может, не во весь голос, а шёпотом на ушко. «LЁD» — спектакль-ощущение. Расслабьтесь, насколько это возможно, и слушайте себя.

Холодный белый свет исходит от LED-ламп. Как только оказываешься в зале, уже чувствуешь особую — холодную и слегка напряжённую — атмосферу. На переднем плане — металлическая конструкция, грубо сваренная из арматуры и напоминающая трибуну. За ней натянут полиэтилен, через который просвечивают ещё несколько ламп. Потом, кажется, снова полиэтилен, скрывающий очертания предметов, находящихся за ним, — таких же конструкций. Полиэтилен и лампы будут сопровождать нас весь спектакль. Актёр один. Дмитрий Поднозов выходит в деловом костюме, который постепенно сбрасывает, плавно меняя образ. Весь спектакль — монолог, из которого мы узнаём многое о чашках и пустоте, матушке-земле, состоянии предметов в мире и об идеале — льде. Лёд — самая совершенная субстанция. Он застывший, совершенно неподвижный, он идеальнее бегущей воды и, уж тем более, лучше самого несовершенного создания в этом мире — человека. Люди слишком суетливы.

LЁDВо время плавной смены образов, сбрасывая всё новые слои, обнажая другой свой вид под мерцание ламп и сплетение звуков, Дмитрий пробирается всё глубже к центру сцены, срывая слой за слоем полиэтилен, ведя за собой и зрителей. Тем не менее, так называемая «четвёртая стена» в спектакле остаётся возвышаться между зрителями и сценой, ибо стоит просто смотреть на гипнотизирующее действо со стороны. Участвовать в нём и не нужно, это оно должно хозяйничать в вашей голове. Центр картины, её ядро — камень. Актёр доберётся и туда.

Спектакль «LЁD» — словно сборник эссе. Каждая погружает зрителя в разные эпохи, разные судьбы персонажей, не связанные меду собой единой историей. Точнее, они связаны — миром, Землёй, человеческим существованием. Неожиданным и сложным переходом между разными реальностями вас сразу же сбивают с толку.

Первый эпизод кажется наиболее близким и понятным нам: серьёзный мужчина-докладчик выступает на заседании какого-то международного органа (возможно, ООН), рассуждая о ближайшем будущем человечества. Но костюм расползается, обнажая вторую личность — из «нутряного» мира. Он связан с землёй — превозносит её, питается её дарами, стремится стать к ней ещё ближе, оказаться внутри неё, подальше от мелочности и суетности этого мира.

Третий эпизод — средневековая казнь — на мой взгляд, наиболее сильно берёт за живое. «Я умру! Я стану голубем и улечу! Я умру!» — кричит человек, обезумевший от боли, захлёбывающийся горячим маслом. Третий эпизод плавно перетекает в четвёртый — очищение. Там, где ещё недавно лежал человек, теперь находится пластиковый манекен. Рабочий зачищает некую одухотворённую местность, тот самый манекен (предположительно — Землю) от вредоносной и просто ненужной энергетики, всё глубже проходя по связям.

Пятый погружает нас в мысли героя, точнее, в его сон. Через этот сон показана вся человеческая суть, закольцованность земного существования, смена поколений. Герой Поднозова будто со стороны наблюдает, как люди рождаются, идут в школу, учатся, работают, женятся, как появляются новые дети. В это время другие люди умирают, ведутся войны, происходят катастрофы. А бесконечный круг жизни всё не заканчивается. Но когда-нибудь, может, и закончится.

LЁDФинальный эпизод — центральный камень. Его Дмитрий молча сверлит перфоратором. Думаю, это является олицетворением Земли, её ядром, чем-то глубоким и сокровенным. Но люди со своими разрушающими способностями, с бурами и свёрлами добрались и сюда. Может быть, это конец. Что тогда останется от несовершенных людей, таких хлопотливых, бегающих почём зря? Пластик и арматура или вообще ничего? Спросите только у себя.

Спектакль содержит очень интересные идеи, в частности, идею погружения в своё сознание, но, наверное, подобное действо уж очень «на любителя». «Смыслы возникают только в голове у слушающих, а не у того, кто говорит. Я считаю, что несколько нелепо взять какую-то простую историю и рассказать её, чтоб она звучала и откликалась. Для меня всё же самое главное — чтобы зритель строил свой мир на основании того опыта, который он проживает, чтоб у него внутри создавалась субъективная реальность», — говорит режиссёр.

Можно попытаться найти суть и вникнуть в неё, ничего не понять, испугаться и убежать. А можно просто плыть по течению режиссёрской задумки. И тогда вполне вероятно, что вам откроются иные смыслы. Стоит отдать должное игре актёра, но монологи, которые, как признаётся Алексей Образцов, были случайно взяты из Интернета и из других источников, действительно подобраны идеально.

Большое количество слов погружает в лёгкий транс. Лампы мерцают, чужой голос дрожит в воздухе, сознание немного отключается. Как можно измерить чашечность чаши и что есть самостоятельность? Становится ли человек более совершенным созданием? Что чувствовали люди во время казни? Узнайте во время следующего показа.

Текст: Алиса Витковская
Фото: Полина Назарова

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "Самое совершенное"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.