Персонажи трёх пьес встретились в театре «Особняк»

Особняк

На сцене театра в конце сентября прошли премьерные показы спектакля «Чайка над Вишневым садом» режиссёра Юлии Паниной. Спектакль объединил сразу три чеховские пьесы: «Чайка», «Вишневый сад» и «Дядя Ваня».

ОсобнякДействие начинается с «Чайки». Вместе с Ириной Николаевной Аркадиной и гостями усадьбы, разместившимися в «нулевом» ряду перед зрителями, мы наблюдаем за «декадентским» спектаклем, поставленным молодым и непонятым Константином Треплевым.

Действие сменяется, и зрители попадают в усадьбу отставного профессора Серебрякова, где доктор Астров и влюблённая в него Соня отбирают у «дяди Вани» баночку с морфием, которую тот похитил из походной аптечки доктора, чтобы свести счёты с жизнью.

Затем мы «перемещаемся» в имение помещицы Раневской. Яркие и выверенные образы приковывают внимание к сцене. Чего стоит один только монолог Лопахина, опьянённого счастьем от покупки вишнёвого сада… При этом Лопахин здесь трагичен и задумчив, в нём нет надрыва и самодовольства «нового русского», как, например, в постановке театра «Глагол».

ОсобнякЧеховские персонажи из разных произведений не сталкиваются друг с другом, как в пьесе «За занавесом» Брайана Фрила. Там жизни персонажей из «Трёх сестёр» переплетаются с судьбами героев «Дяди Вани», действия следуют одно за другим, закольцовываясь «Чайкой».

У Юлии Паниной три пьесы объединяет общее ощущение драматизма, трагикомичности, жизни, лишённой смысла. Происходящее на сцене театра «Особняк» можно описать одной фразой, произнесенной Лопахиным: «Как вы все серо живёте, как много ненужного говорите».

Несмотря на компиляцию, «нарезку» из Чехова, в постановке театра «Особняк» не искажено ни одно чеховское слово. Можно поспорить с подачей, с подбором актёров, с интонациями в монологах, но невозможно не отметить бережное обращение с текстом.

«Когда ты читаешь пьесы подряд, начинает казаться, что люди переходят из одной пьесы в другую, — говорит Юлия Георгиевна. — Меняются только фамилии и место действия. При этом у всех героев мы видим одиночество, поиск любви, невозможность или нежелание что-то изменить».

Актёры перевоплощаются из молодых — в стариков, из застенчивых — в шумных и говорливых. Так Елена Назарова исполняет сразу три роли: Нины Заречной, Елены Андреевны и Раневской. А зрители ощущают себя полноценными участниками происходящего: к ним направлены реплики артистов, которые ходят между рядами, просят помочь надеть сюртук.

ОсобнякЮлия Панина, режиссёр:

Когда человек лишён интимной зоны, с ним происходят интересные метаморфозы. Если внимательно почитать пьесы, особенно вслух, то становится очевидным, что ни одна сцена признательного толка не происходит в интимном пространстве, всё время кто-то за кем-то наблюдает. Люди, даже не участвующие в этой сцене, становятся её свидетелями. На этом принципе построен спектакль.

Текст: Анастасия Мишина, Евгений Веснин
Фото: Евгений Веснин

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "Персонажи трёх пьес встретились в театре «Особняк»"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.