В рамках VII Санкт-Петербургского международного культурного форума в Манеже прошла встреча с кинорежиссёром Киёси Куросавой.
Гость из Японии поведал петербуржцам о профессиональных хитростях в процессе киносъёмки и кратко рассказал о своём новом фильме «На край света».
Первым делом господин Куросава прояснил один важный момент: с Акирой Куросавой он не имеет ничего общего. Пребывая заграницей, режиссёр часто сталкивался с вопросом, а не сын ли он мэтра японского кино? Нет, просто фамилия «Куросава» в Японии распространена так же, как «Иванов» в России.
Это был первый раз, когда Куросава выступал перед обычной публикой, а не перед студентами киношкол. По этому случаю спикер тщательно подготовился и прочитал лекцию, ни на секунду не отрываясь от подготовленного заранее текста.
Режиссёр рассказал о технологии кино на примере реальных случаев, произошедших во время съёмок.
Во время работы над фильмом «Харизма» съёмочная группа пыталась снять кадр со взрывом: сначала запечатлели актёра, а после на компьютере наложили взрыв. У режиссёра тогда возникло чувство, что с этим эпизодом что-то не так. Позже пришло осознание: происходит взрыв, но камера остаётся неподвижной, хотя её должно было «качнуть» от взрывной волны. То же требуется при съёмке ходьбы. Для более естественного эффекта камера должна повторять колебания при движении.
По мнению гостя, коммерческое кино, которое крутят в кинотеатрах — фикция: в фильмах показана слишком искажённая реальность, что спикер с лёгкостью доказал на примере фильма Стивена Спилберга «Челюсти». В начальной сцене показана пара — женщина и мужчина, которые бегут по пляжу. Девушка на ходу снимает с себя одежду, в частности, брюки, а потом и вовсе остаётся полностью обнажённой. В реальной жизни снять штаны на бегу — невозможно. Относительно правдивости кадра в своих работах японец убеждён: изображение должно быть реальным.
Затем речь зашла о проблемных моментах при съёмке фильмов, из которой слушателям стало ясно, что кино — дело очень тонкое. «Человек, стоящий спиной к камере — это проблема», — утверждал Киёси Куросава. Чтобы показать и пейзаж, и эмоции героя в этот момент, актёров просят повернуть голову, показать лицо. При этом возникает проблема: видно, что человек восхищён, но показать, что именно этим пейзажем, — не получается.
В конце встречи Куросава ответил на вопросы присутствовавших, в том числе о новом фильме. Работа над ним ещё не закончена, поэтому режиссёр немного нервничал перед показом киноленты. Сюжет новой картины «На край света» разворачивается вокруг телеведущего, отправившегося в Узбекистан. В съёмке фильма участвовали только узбекские и японские актёры. Также режиссёр отметил, что работа заграницей ничем особо не отличалась от работы в Японии.
На вопрос о том, что ещё бы хотел снять японский режиссёр, Куросава ответил: «Кино, которое я могу снять. Это моя мечта — снимать то, что хочу».
Текст и фото: Дарья Герцева
Прокомментируйте первым "Киёси Куросава: «Первый зритель — это я сам»"