Паблик-арт: всегда согласован, но не всегда оплачен

В библиотеке имени В.В. Маяковского прошла публичная дискуссия «Паблик-арт: заказ на искусство или искусство на заказ».

паблик-артВ разговоре участвовали основатель Института исследования стрит-арта Альбина Мотор, художник Марина Звягинцева, а также арт-критик Дмитрий Пиликин и радиоведущий Станислав Спасский.

Что же такое на самом деле «публичное искусство»? Будет ли считаться Павленский, отрезающий мочку уха, паблик-артом, ведь это же «на людях» и это искусство? Спикеры предпочли начать с ответа на эти вопросы.

Дмитрий Пиликин провёл небольшой исторический экскурс. Термин «public art» появился в Америке в 20-х годах прошлого столетия в годы Великой депрессии. В то время были запущены специальные городские программы по благоустройству, к которым привлекали художников. Позже, в 60-е годы, в центре Чикаго появилась пятнадцатиметровая скульптура Пабло Пикассо, вокруг которой разгорелся скандал: не каждый прохожий был готов к модернистскому арт-объекту в общественном месте.

Марина Звягинцева рассказала о собственном опыте художника, работающего в направлении паблик-арта. В Москве в 2009 году начала действовать программа «Спальный район»: серия арт-проектов по преобразованию окраин мегаполиса. По мнению художницы, паблик-арта не существует, поскольку он никак юридически не определён. Арт-объект можно оформить в качестве малой архитектурной формы, но такое оформление означает отказ от авторства. По этой же причине возникает проблема с финансированием. «Паблик-арт всегда согласован, но не всегда оплачен», — с негодованием произнесла Марина Звягинцева. Она показала несколько своих работ: рекламную инсталляцию для радио Коммерсантъ FM, пространство двора Высшей Школы Экономики, а также яркий интерьер Морозовской больницы (с трубами и пробирками, заполненными детскими игрушками).

Третий спикер, Альбина Мотор, объяснила разницу между паблик-артом и стрит-артом. Под «уличным искусством» Институт исследования стрит-арта понимает самостоятельные, несанкционированные и некоммерческие «движухи» художников, носящие временный характер. В то же время «паблик-арт» — это творчество, ориентированное на выполнение социального заказа и носящее коммерческий характер. При этом стрит-арт может перейти в паблик-арт.

Арт-критик осветил также такой важный аспект паблик-арта, как работа с гражданским сообществом. На примере провальной культурной программы трёхсотлетия Петербурга Пиликин показал, что согласование любого творческого процесса, будь то фестиваль или концерт, должно происходить не только «сверху», но и «снизу», с локальным сообществом.

В финале слушатели вместе с лекторами обсудили проблему «духовной валюты» — цены, которую художники платят за то, чтобы творить в масштабах общественного пространства, где очень легко украсть или испортить арт-объект.

Публичное искусство гораздо ближе, чем могло показаться слушателям. По окончании дискуссии гостей библиотеки пригласили во двор, где на открытом воздухе был показан фильм «Касабланка».

Текст и фото: Дарья Герцева

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "Паблик-арт: всегда согласован, но не всегда оплачен"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.