В Музее «Эрарта» в четверг, 25 января, Борис Гребенщиков рассказал журналистам о своей выставке «Азбука лунного света».
Борис Борисович плавной походкой прошёл к своему месту. Как только у него в руках оказался микрофон, зал наполнился звуками непрерывно щёлкающих фотоаппаратов. Свою речь БГ начал с таких слов:
«Я абсолютно уверен всю свою жизнь в том, что музыкантам нужно запретить разговаривать на государственном уровне. Чтобы ни один музыкант не имел права ничего говорить, и по своему личному опыту чтения жизни писателей и художников и всего, что они говорили, я не заметил ни одного слова, которому стоило бы говориться. Задавайте вопросы»
Журналисты старательно игнорировали тему выставки, задавая вопросы о группе и прочих сторонних вещах, однако Борис Борисович с энтузиазмом давал ответы на них, хоть и был порой уклончив. Ведущая встречи несколько раз пыталась вернуть присутствующих к истинному поводу, но безуспешно.
БГ просто относится к себе и своему творчеству. По словам артиста, музыка и живопись — две абсолютно разные вещи, от которых он получает удовольствие, а в чём между ними разница, сказать не может. В его картинах нет нарочито заложенного смысла, заранее придуманной темы. Он в ней не нуждается. Все картины создаются «припадками», между которыми обычно проходит несколько месяцев. Полотно — это лишь отражение его настроения, результат интуитивного порыва:
«Концепции здесь не то, чтобы нет — она здесь и не проходила, даже за десять километров»
Среди любимых художников оказались Камиль Писсарро, Клод Моне, Иван Шишкин и уроженцы Всеволожска. Услышав вопрос о современных художниках, Борис Гребенщиков удивился: «А есть современные? Для меня современнее Моне никого нет».
Художник также поведал, в какой обстановке рождаются картины:
«Ложиться раньше двух часов у меня не получается никогда. Позже десяти вставать невозможно, поэтому [встаю] раньше. Я бываю дома около четырёх-пяти дней в месяц. Поэтому если в два часа я ещё не упал, то есть шанс, что я доползу до холста и чего-нибудь там подправлю или что-нибудь новое начну»
Затрагивая вопрос, почему всем постоянно надо растолковывать смысл творчества, Гребенщиков с улыбкой ответил:
«Зачем людям думать? Это занятие очень, очень опасное. Большинство людей предпочитают жить не думая, критиковать их за это я не решусь. Но те, кто умеют думать, смогут получить от этого отдельное удовольствие»
На просьбу рассказать подробнее об одной из картин БГ ответил с присущей ему крайней доступностью:
«Все картины рождаются одинаково. Вот холст, вот краски»
Журналисты не упустили возможность узнать мнение музыканта по поводу недопуска российских спортсменов на Олимпийские игры и отношение к спорту. БГ только вспомнил, что когда-то в детстве катался на коньках. Больше о спорте он ничего не знает. Однако считает, что нет ничего более абсурдного, чем наблюдать за тем, как кто-то играет в мяч.
На вопрос нашего корреспондента «какая картина лучше всего показывает Ваше текущее состояние?», Борис Борисович обернулся к стене позади и, недолго думая, указал на «Приключения фиолетовых облаков».
Считает ли себя Борис Гребенщиков счастливым человеком? На самом деле, он никем себя не считает и никогда не задумывается о себе, ведь есть дела гораздо интереснее.
Из уст одного из журналистов прозвучало, что лидер известной группы своим творчеством пропагандирует алкоголизм, на что автор полотен ответил:
«Я не своим творчеством, а жизнью пропагандирую алкоголизм! Тот факт, что я жив — это уже пропаганда алкоголя»
Он также уверял присутствующих, что у него нет способностей к рисованию, и по отношению ко многим художникам он испытывает зависть — такую, что, если прицепить к нему микрофон и пустить в музей, вы услышите множество невнятных возгласов, в том числе и матерных.
Выставка полотен и фоторабот Бориса Гребенщикова открыта в «Эрарте» с 26 января по 19 февраля.
Текст и фото: Дарья Герцева
Прокомментируйте первым "Борис Гребенщиков: как музыкант становится художником"