На Новой сцене Александринского театра 30 сентября прошёл XXI Международный фестиваль Сергея Курёхина SKIF, в очередной раз собравший лучших авангардистов.
Не изменяя любимой традиции, программа большого зала, где выступали музыканты, сдвинулась почти на час. В это время во втором зале у дуэта Fennesz&Lillevan уже прошёл саунд-чек, поэтому поклонников небанальной музыки пригласили сначала послушать их выступление.
Гости из Австрии приехали на SKIF с проектом, посвящённым переосмыслению творчества Густава Малера. С первых звуков слушатели погрузились в музыкальную терапию. Затяжные, глубокие по звучанию гитарные рифы мягко проникали в уши и расслабляли мозг. Видеоряд, созданный медиа-художником Лиллеваном, напоминал то солнечные лучи, то водную рябь.
Первыми, кто выступил на сцене большого зала, оказалась ретро-шик группа Громыка вместе с Оперой Ыть с концертом «Громыка и Жемчужины». «Курёхин напутствие не давал, но, я думаю, главное его послание — это быть самим собой», — сказал Максим Кошелёв, после чего началось веселье. Две девушки из зала даже забрались на сцену, посодействовав музыкантам бурными танцами. С экрана на происходящее печально смотрел легендарный министр иностранных дел СССР.
Особой эмоциональностью отличилось выступление шведской певицы Anna von Hausswolff. Ангельский голос шведки контрастировал с готическим звучанием электрогитар, приводя публику в восторг.
В Медиацентре на протяжении всего фестиваля действовал «Телемарафон», в рамках которого проходили круглые столы и лекции. Одно из обсуждений было посвящено теме «Медиа в современном театре». По словам Алексея Платунова, к первому столкновению «медиа» и «театра» в истории можно отнести изобретённый голландским учёным «волшебный фонарь» — Laterna magica, с которым иезуиты ездили по Европе и показывали народу религиозные сюжеты.
По мнению Фёдора Курёхина, единственное сохранившееся «медиа» в театре — это девушка, делающая пост в Инстаграмме на фоне барочных лепнин в золотых высоких зеркалах. Участники обсуждения сошлись на мнении, что новые медиа не заканчиваются на VK и Инстаграме, и что главным всё-таки остаётся «Газпром-медиа», без которого было бы невозможно существование других.
«Люди в столетие революции очень внимательно отнеслись к семнадцатому году, — считает Александр Артёмов. — Ставят много спектаклей, очень много юмора по поводу семнадцатого года». Как-то знакомый написал Александру: «Считаешь дни и ждёшь ноября, потому что есть Алёшка у тебя». «Так вот, в медиа произошла революция, которую все так ждали», — утверждает спикер. И эта революция произошла в августе — баттл Оксимирона и Гнойного. Мнения экспертов по поводу блогеров разделились. Кто-то утверждал, что это коренной переворот в медиа, а кто-то ассоциировал это явление с кратковременной жизнью пиявки, которая живёт, пока существует источник питания — «хайп». В театр проникают новые технологии и формы — квесты, дополненная реальность, но для зрителя остаётся главным эффект присутствия и ощущения, а искусство определяется не профессионализмом, а тем, что зритель сам называет «искусством».
В то время, как в большом зале бушевала группа VHK из Венгрии, в малом зале выступала Maarja Nuut, скрипачка из Эстонии. Минималистичный саунд Maarja рисовал перед слушателем раннее утро, тихий лес в лёгком тумане. Несмотря на технические неполадки, Maarja Nuut вместе с Hendrik Kaljujarv выдали прекрасное шоу.
После них на сцене появился поэтический дуэт «Тема Креста». В этот раз Аня и Саня представили публике новую программу-осмысление «Синтензия№1». Девушки символизировали собой «бытие» и «ничто», чей синтез образует «становление». А выступление передавало процесс «отрицания отрицания». Декадентское звучание электроники сопровождалось множеством концептуальных видеороликов.
Группа «Тема Креста» ответила на вопросы нашего корреспондента.
— В начале первой композиции вы показали трейлер фильма Алексея Учителя «Матильда». Какого его значение?
Саня: — Каждая наша песня должна встроиться в общую концепцию концерта. У нас есть определённые треки, которые могут кочевать из концерта в концерт, но всегда есть какая-то общая концепция. И согласно ей выстраивается видеоряд. К разным песням могут быть разные видеоряды. Один и тот же видеоряд может быть к нескольким песням, они могут меняться между собой. Почему мы показали сегодня «Матильду»? Потому что нам показалось, что это наиболее уместно и согласно тому, о чём поётся в этой песне.
Аня: — Из прошлого в будущее, это как игра времени. По-моему, это было смешно.
Саня: — Единственное, что это актуально только сегодня. Сегодня мы позволили немного пошутить.
— Что изменилось со времён вашего выступления на SKIF годом ранее?
Аня: — Нас стали больше уважать.
Саня: — В прошлый раз на нашем концерте нам еле-еле дали проектор. Нас вообще не хотели сначала впускать. Нам разрешили выступать только двадцать минут, поэтому мы сжали все треки.
— Какие у вас дальнейшие планы?
Саня: — Мы хотим двигаться дальше, как бы сложно это ни казалось.
Аня: — Мы недавно записали саундтрек к сериалу. Будем реализовывать себя в рамках саунд-дизайна разных проектов. Нам нравится совмещать кино и синкретическое искусство.
Текст и фото: Дарья Герцева
Прокомментируйте первым "Авангардисты не боятся быть самими собой"