Мы уходим в небытие

бег

В субботу, 21 ноября, в учебном театре «На Моховой» состоялась премьера спектакля «Бег».

бегСпектакль поставлен по пьесе Михаила Булгакова, написанной им для МХАТа (при жизни автора пьеса не была воплощена на сцене по понятным причинам). Для сюжета автором использовались воспоминания об эмиграции его второй жены Л.Е. Белозерской — она вместе со своим первым мужем бежала в Константинополь, жила в Марселе, Париже и Берлине.

Крым, 1920 год. Гражданская война в разгаре. Крохотные остатки Белой армии сопротивляются РККА на Перекопском перешейке. Прежнего мира нет, пути назад — тоже. Люди, поглощённые ужасом и страхом, пускаются в бег. В этом беге по израненной стране переплетаются жизни влюблённого в свою попутчицу Серафиму Корзухину приват-доцента Голубкова, страшного и одновременно жалкого Романа Хлудова и белого генерала Чарноты.

Пьеса состоит из четырёх действий, которые делятся на восемь снов. По-другому и представить нельзя. Ведь кажется, что происходящее ужасно и несправедливо как страшный сон. Что в любой момент можно проснуться, умыться, стряхнуть сон со своих глаз и жить дальше. Но это не сон, а реальность, забыть которую не получается. И что же тогда делать? Пускаться в тараканьи бега?

Герои спектакля совершенно разные: от аморфной Серафимы Владимировны (хотя, может, тогда женские персонажи только начинали эмансипировать?) до надрывного, медленно сходящего с ума Романа Хлудова.

Роман Хлудов — талантливый опальный военачальник. Жестокий шакал и тотально одинокий человек. Он легко отдаёт приказы о повешении виновных и невиновных. Но всё немного меняется, когда ему начинает видеться вестовой Крапилин. Жестокий шакал, которого все боятся, в Константинополе превращается в жалкого и больного эмигранта. На протяжении спектакля Хлудов несколько раз пытается свести счёты с жизнью, но что-то постоянно отвлекает…

У Хлудова есть реальный прототип — Яков Слащёв-Крымский (военачальник и военный педагог, генерал-лейтенант, активный участник Белого движения на юге России). Именоваться Крымским он стал после обороны Крыма. В спектакле Хлудов возвращается на Родину, чтобы «пройтись под фонариками». Его прототип тоже вернулся в Россию после объявления амнистии участникам Белого движения и преподавал тактику в школе комсостава «Выстрел». 11 января 1929 года Яков Слащёв был убит в Москве в своей комнате при школе тремя выстрелами в упор из револьвера. Убийца — курсант Московской пехотной школы им. Уншлихта Лазарь Львович Коленберг. Официальная версия — личные счёты с убитым (брат Коленберга был репрессирован Слащевым).

Первое действие происходит в России: мрачно и драматично показано разрушение привычной системы вещей — как всё обращается в хаос, как тяжело проигрывать и пускаться в бег. Вторая часть, более динамичная и комедийная, разворачивается на чужбине (Константинополь, Париж) и знакомит с жизнью в эмиграции и с тоской по Родине, где строится враждебное тебе новое государство. Есть два варианта: вернуться, прекратив этот бессмысленный бег, или забыть о своей Родине и, подобно Вечному Жиду, скитаться по миру, так и не найдя себе покоя.

Также по мотивам пьесы в 1970 году был снят одноименный фильм. Главные роли в нём исполнили Алексей Баталов, Людмила Савельева, Владислав Дворжецкий и Михаил Ульянов. Нужно отметить, что в фильме актёры выглядят гораздо старше, чем задумывал автор (в тексте пьесе упоминается возраст героев: Голубкову 29 лет, Хлудову и Чарноте по 35 лет), спектакль в этом плане не отклоняется от текста. Хлудов в фильме хладнокровный и отрешённый. В спектакле же — вспыльчивый, нервный. Но ни в спектакле, ни в фильме не показано общение Хлудова с дочкой начальника станции Олей, когда он предлагает ей карамельку. Эта сцена подчёркивает, насколько все боятся Хлудова и насколько он несчастен.

В фильме придумано немало того, чего нет в булгаковском тексте. Если в тексте Булгакова начальнику контрразведки Тихому выделяется лишь несколько сцен в третьем действии, то в фильме этот персонаж появляется чаще. Ещё в ленте есть сцена с роспуском полка командующим (в пьесе она отсутствует) и его скорая кончина. Эта сцена показывает приближение катастрофы и проигрыш белых. В фильме также присутствуют потрясающие военные сцены и сцены кошмаров Хлудова.

Как фильм, как и спектакль прекрасно позволяют погрузиться в ужасы Гражданской войны, в перипетии судеб героев и в участь эмигрантов. При этом спектакль всё же больше связан с текстом Булгакова.

Текст: София Обамби-Дион
Фото: пресс-служба РГИСИ

ПОДЕЛИТЕСЬ ЭТОЙ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ

Прокомментируйте первым "Мы уходим в небытие"

Оставьте комментарий

Ваш адрес не будет опубликован


*


Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.